Семинар: сцена 7
Семинар: сцена 7
Сцена 1
Сцена 2
Сцена 3
Сцена 4
Сцена 5
Сцена 6
Перевод katido/Екатерина Игнатьева

Сцена 7

Позже тем же вечером. Леонард уже ушел. Остальные сидят и пьют пиво.

МАРТИН
(взбудораженно)
Кто этот парень?

КЕЙТ
Мартин, я тебе уже говорила. Я знаю его по Беннингтону. Я в курсе, что ты думаешь, будто Беннингтон - это вермонтская колония полоумных хиппи, которые все время курят травку, и которые даже ручку в руках не держали ---

МАРТИН
Я этого не говорил ---

КЕЙТ
Еще как говорил, но это твое право. В любом случае, я познакомилась с ним в Беннингтоне, и он классно пишет, а я не хочу продолжать занятия, так что он займет мое место. Мне нужны деньги. Я еду в Огайо.

МАРТИН
Куда-куда?

КЕЙТ
В ОГАЙО! Я ЕДУ В ОГАЙО.

МАРТИН
Зачем?

КЕЙТ
Тебе-то какое дело?

МАРТИН
(Наклоняется вперед и кладет ей руку на плечо)
Ну что ты такое говоришь? Конечно, мне есть до этого дело, Кейт.

КЕЙТ
О, господи, вот только не надо ---

ДУГЛАС
Мартин, оставь ее в покое, ладно?

МАРТИН
Оставить ee в покое? Это она нас оставляет! Я ничего не понимаю . Ты что, и правда хочешь все оставить?

КЕЙТ
(шипит)
Да. Хочу.

Она уходит

МАРТИН
(Дугласу)
Что с ней ?

ДУГЛАС
Ты просто дебил, вот что.

ИЗЗИ
Так он на самом деле так хорошо пишет?

ДУГЛАС
(после небольшой паузы)
Я прочитал пару страниц. Очень даже неплохо.

МАРТИН
Неплохо?

ДУГЛАС
Я же говорю, я прочитал всего пару страниц .

ИЗЗИ
Леонарду, похоже, понравилось. Он просто сидел, как вкопанный, и читал.

МАРТИН
Ну, спасибо, Иззи. Как будто мы этого не видели.

ИЗЗИ
А, ну-ка, сбавь тон. Да благодаря мне ты уже вторую неделю трахаешься так, как тебе и не снилось. Так что не смей повышать на меня голос.

МАРТИН
Ничего я не повысил.

ИЗЗИ
Нет, ты его еще как повысил, потому что ты боишься.

МАРТИН
Боюсь? Чего?

ИЗЗИ
Ты боишься, что у этого нового парня действительно есть талант.

МАРТИН
(кричит)
КЕЙТ! Эй, КЕЙТ!

Кейт вовращается в комнату, наливает себе бокал белого вина.

КЕЙТ
(раздраженно)
Что еще ?

МАРТИН
Ты же прочитала рассказ этого парня?

КЕЙТ
Это не рассказ. Это мемуар.

МАРТИН
Ну, и что, он на самом деле так хорош?

КЕЙТ
Мне понравилось. У него и правда талант, и к тому же он немного того, ну, приходится мириться с тем, что он носит платья, но ему есть, что рассказать, и он умеет писать.

ДУГЛАС
Так что, по-твоему, это стоящая вещь?

КЕЙТ
По-моему, да. Даже очень.

Гробовое молчание

МАРТИН
Ах, ты, сволочь!

КЕЙТ
Что?

МАРТИН
Это ты сама написала!

КЕЙТ
Ага, и Леонард чуть было не описался от восторга. Козел. Гребаный вонючий козел. Член кубинской банды и траснвестит. Он был от этого без ума! Мудак.

ДУГЛАС
Это написала ты?

КЕЙТ
Ну, а кто же еще! Все, что он имеет против меня, - это то, что я богатая белая девушка. Так что, если я больше не буду ни богатой, ни белой, то, может, даже выяснится, что я умею писать.

Иззи начнает смеяться. Они обе смеются. Мартин недоуменно смотрит на них.

ДУГЛАС
Ладно, хорошо. Ты нас всех провела, поздравляю. Ну а теперь-то что?

КЕЙТ
Что ты имеешь в виду под "что теперь"? Да я просто в ударе! Я буду писать дальше.

ДУГЛАС
Да, но как ты это опубликуешь?

КЕЙТ
Да вот так. Просто. Леонард без ума от этого творения. Ему еще никогда ничего так не нравилось.

ИЗЗИ
Ему понравился мой рассказ.

КЕЙТ
Да он просто хотел переспать с тобой.

ИЗЗИ
Не захотел бы, если бы ему не понравился мой рассказ.

МАРТИН
У тебя не получится опубликовать это в качестве мемуара.

КЕЙТ
Народ постоянно это делает.

МАРТИН
Да, и потом попадает в тюрьму.

КЕЙТ
Да какая тюрьма! За такое приглашают на ток-шоу!

МАРТИН
Но это же ложь!

КЕЙТ
Это не ложь. Это художественная литература. Я литератор.

ДУГЛАС
Но ты выдала это за мемуар.

КЕЙТ
Это было частью литературного замысла.

МАРТИН
Не смей! Литература и искусство неприкосновенны. Истина не имеет ничего общего с подобными уловками, и те, кто этим занимается, становятся всеобщим ПОЗОРИЩЕМ. И на ток-шоу их, кстати, приглашают только для того, чтобы ПУБЛИЧНО осудить их, это единственная правильная реакция на поведение такого рода. Назвать ложь правдой - это ложь. Вы подорвете свою душу, и тогда вам конец.

ИЗЗИ
Ну, ты даешь!

МАРТИН
Но это так! Способность творить - это как бабочки Дугласа, она ниспослана нам небесами.

ДУГЛАС
Ты что, серьезно?

МАРТИН
Да! Это глас божий, и с ним надо считаться! Иначе вам конец.

КЕЙТ
Мартин, а тебя вообще никто не спрашивал. Ты даже не в состоянии заплатить за квартиру. И так трясешься от страха за собственную работу, что даже ни разу никому ее не показал. Если в ней, на хрен, глас божий, то что же он там гласит? Ой... Никто этого не знает, потому что никто не может прочитать того, что ты написал. Так что молчи в тряпочку.

Пауза

КЕЙТ
Молодчина, Кейт! Ты не только обвела вокруг пальца Леонарда, которого все собравшиеся считают садистом и вонючей ЗАДНИЦЕЙ, ты еще и написала просто классную вещь! Мы знаем,что тебе было хреново из-за того, как с тобой обошелся Леонард, и ты,правда, слишком много сделала для Иззи и Мартина, разрешив им устроить в твоей квартире ГРЕБАНОЕ ЛЮБОВНОЕ ГНЕЗДЫШКО, и ты должна гордиться собой, потому что то, что ты написала о кубинском бандите-трансвестите, было свежо, умно, и иронично, так что, в конце концов, может, ты еще и станешь писателем. Молодца.

(затем, изображая саму себя)

Спасибо, спасибо, ребята. Спасибо!

Она отпивает из бокала. У Дугласа вырывается смешок. Потом он начинает смеяться в полный голос.

КЕЙТ
Спасибо, Дуглас. По крайней мере, хоть кто-то оценил мои усилия.

ДУГЛАС
Нет, ты права на все сто процентов! В конце концов, это нисколько не хуже того, что сделал Леонард. Это практически одно и то же.

МАРТИН
Да неужели? То есть, вдобавок ко всему прочему, он еще и опубликовал липовые мемуары?

ДУГЛАС
Хуже. На прошлой неделе, когда Леонард обозвал меня шлюхой, мне было так хреново, что я позвонил своему дяде. И он мне сказал, что у Леонарда тоже рыльце в пуху.

КЕЙТ
Почему меня это не удивляет?

ИЗЗИ
Твой дядя вылил на него ушат грязи?

ДУГЛАС
Ага.

МАРТИН
Ну, не тяни. Что он такого натворил?

ДУГЛАС
(пауза)

Он плагиатор.

ИЗЗИ
Да ладно тебе!

МАРТИН
Ты шутишь.

КЕЙТ
Ты уверен?

ДУГЛАС
Когда это вышло наружу, то это быстренько замяли. Но именно поэтому Леонард перестал публиковаться. Это все было сто лет назад, но он действительно попался на плагиате - воспользовался материалами одного из своих студентов, и это поставило точку на его карьере. Он успел опубликовать всего несколько романов. Ну, а потом, я не знаю точно, что случилось, но кто-то из Random House сжалился над ним и подбросил ему пару редакторских работ, и неожиданно он стал прямо докой в этом деле, а потом еще и начал писать все эти статьи про Африку, так что через какое-то время все забылось. Но по ходу дела, в свое время это был громкий скандал.

МАРТИН
Подожди. Мне нужно знать: тебе стало легче от того, что твой преподаватель оказался плагиатором?

ДУГЛАС
Как ни странно, да. Я согласен с Кейт: всем наплевать, правду ты пишешь или нет.

КЕЙТ
Я этого не говорила.

ДУГЛАС
Да, но ты написала эту липу, и собираешься и дальше делать вид, что это правда, и я думаю, так и надо. Хочу сказать, ну кого мы, на хрен, обманываем? Беллетристика на грани вырождения. А мы, как мазохисты, собираемся броситься вниз с обрыва. Но на этом можно сделать деньги. И, Мартин, знаешь что? Когда я узнал, что Леонард плагиатор, мне стало легче. Так что, увидимся на следующей неделе, фигляры.

Он уходит. Мартин смотрит на Иззи и Кейт

КЕЙТ
Мне от этого легче не стало.

ИЗЗИ
Знаете что? Я этому не верю. Леонард не может быть обманщиком.

МАРТИН
Ну, а я верю.

ИЗЗИ
А я нет.

МАРТИН
А я да.

КЕЙТ
А по-моему, ты просто ищещь удобного повода, чтобы не показывать ему свою работу.

МАРТИН
Что ты сказала??

КЕЙТ
Что слышал.

МАРТИН
Я ничего ему не показываю, потому что мне наплевать на его мнение. Особенно сейчас.

КЕЙТ
Потому что твое послание с небес прямо-таки настолько бесценно?

МАРТИН
Когда ты пишешь, то для тебя бесценна каждая буква, иначе зачем бы ты вообще стала писать? И не отвечай, не надо, потому что я знаю, что это не относится к разряду прописных истин, но для некоторых людей создание вселенной с помощью ЯЗЫКА - это вечное чудо, а не предлог запудрить людям мозги. Так что, да, мне наплевать на его мнение.

КЕЙТ
Писатели не люди.

МАРТИН
Что?

КЕЙТ
Ты сказал: для НЕКОТОРЫХ ЛЮДЕЙ процесс творчества - это чудо. Но дело в том, что ПИСАТЕЛИ НЕ ЛЮДИ. Это НИКОГДА еще не было так очевидно.

Она уходит. Иззи и Мартин сидят в гробовой тишине.

ИЗЗИ
Ладно, я пошла.

МАРТИН
Я не хочу, чтобы ты уходила.

ИЗЗИ
Да брось.

МАРТИН
Нет! Я не хочу. Не хочу. Не хочу.

ИЗЗИ
Мартин.



Она целует его, потом поднимает из-под дивана страницы, которые упали туда две сцены назад, и протягивает их ему.

ИЗЗИ
Займись делом.

Она уходит. Он смотрит на страницы в своих руках.

Гаснет свет.