перевод рецензии на фильм, опубликованной в "Варьете". Немного заумная, но в целом положительная. Хочется посмотреть и на Алана, и на Хелен в военной форме..
----------------- В драме Гэвина Худа на актуальную нынче тему военных беспилотников искусно переплетаются элементы остросюжетного триллера и трагического фарса
автор статьи: Джо Лейдон @joeleydon
Военные действия с помощью беспилотников требуют принятия сложных и циничных командных решений, которые, в свою очередь, приводят к моральным кризисам, косвенным жертвам и взяткам в попытке замести следы. В захватывающей и напряженной драме "Всевидящее око" переплетаются элементы остросюжетного триллера и трагического фарса. Режиссер Гэвин Худ ("Цоци") и сценарист Гай Хибберт ("Пять минут рая") не позволили картине перейти ту грань, за которой она бы превратилась в банальную черную комедию, хотя, как и "Доктор Стрейнджлав" Стэнли Кубрика, с которым здесь напрашиваются аналогии, и эта военная история трудно-определяемого жанра изобилует сценами, вызывающими приступ дикого смеха. По крайней мере, пока смех этот не застывает у вас в горле. Положительные рецензии при поддержке сарафанного радио вкупе с аналитическими обзорами в прессе и позитивными отзывами критиков могут значительно увеличить кассовые сборы и потенциал ретрансляции картины на кабельных платформах.
Конечно, нельзя сказать, что Худ и Хибберт открыли здесь Америку. Только в прошлом году тема использования беспилотников в военных целях легла в основу фильма Эндрю Никкола "Хорошее убийство" с Итаном Хоуком, а также получившей многочисленные премии пьесы Джорджа Бранта "Grounded", которая в постановке Джули Тэймор с Энн Хэтэуэй в главной (и единственной) роли с большим успехом шла на сцене нью-йоркского "Публик Тиэтр". В отличие от двух вышеупомянутых работ, посвященных анализу внутреннего мира героев, "Всевидящее око" предлагает более комплексный подход с разворачивающимся на 4 континентах действием и детальным обзором многонациональной военной операции с участием британских офицеров, зацикленных на собственном имидже политиков, базирующегося в Лас-Вегасе пилота, кенийского спецназа и назначивших встречу в надежном (или, может статься, не таком надежном) месте сомалийских террористов.
Полковник Кэтрин Пауэлл (в безупречной интерпретации Хелен Миррен) хладнокровно следит за проведением "Цапли" - тщательно спланированной спецоперации по захвату молодой английской радикалки (Лекс Кинг), которая должна встретиться с террористами из "Молодежного движения моджахедов" в укромном уголке одного из густонаселенных районов Найроби. Когда оборудованные по последнему слову техники системы наблюдения показывают, что заблудшая британка вместе с единомышленником из США и их моджахедскими союзниками готовятся стать взрывниками -самоубийцами, Пауэлл требует изменить цель миссии с "захвата" на "уничтожение". Ее начальник, генерал-лейтенант Фрэнк Бенсон (Аллан Рикман) согласен, что в сложившейся ситуации следует запросить ракетную атаку с американского беспилотника. Но все не так просто. Пока Пауэлл в оперативном центре с нетерпением ждет “добро” на проведение операции, Бенсона в буквальном смысле берут в окружение встревоженные политиканы, которых больше всего - даже сильнее юридических последствий - пугает возможная общественная реакция. Памятуя, по всей видимости, насколько падки на подобную информацию Wikileaks, они опасаются, что кадры ракетной атаки на территории суверенного государства, особенно в случае жертв среди мирного населения, могут стать достоянием гласности на том же самом Ютубе. Стремясь не столько избавиться от груза моральной отвественности, сколько обезопасить собственную шкуру, они направляют дело наверх - министру иностранных дел Великобритании (находящемуся на выставке вооружения в Сингапуре) и госсекретарю США (который с готовностью прерывает турнир по настольному теннису в Пекине, чтобы подписать приказ об атаке).
Потом возникают новые осложнения, требующие дальнейшей переадресации дела в высшие эшелоны власти. Оператор беспилотника Стив Уотс (Аарон Пол) обнаруживает на своем экране досадную помеху: в зону предполагаемой атаки входит маленькая девочка, торгующая хлебом (Аиша Тэкоу). Чтобы избежать возможной (то есть,скорее, неизбежной) жертвы среди мирного населения, Уоттс запрашивает изменения плана атаки. Бенсон возражает, что в таком случае от руки террористов-смертников, являющихся главной мишенью операции, могут погибнуть десятки мужчин, женщин и детей. Политики продолжают избегать принятия решения, и терпению Пауэлл, которая боится, что террористы уйдут до того, как будет получено "добро" на атаку, приходит конец.
Худ и Хибберт не забывают об "очеловечивании" персонажей, то и дело наделяя их типичными людскими слабостями: Бенсон обеспокоен покупкой куклы для своего ребенка, главу британского МИДa (отлично сыгранного в трагикомическом ключе Иэном Гленном) выводит из игры пищевое отравление. Смешные моменты помогают смягчить нарастающее по ходу действия напряжение,но вершин изощренности черный юмор достигает в самых несмешных, на первый взгляд, эпизодах.
Вне зависимости от того, отдают ли они приказы, или выдвигают возражения, персонажи постоянно прибегают к обтекаемым выражениям в лучших традициях Оруэлла. В одной из сцен оператору беспилотника дают разрешение на "преследование мишени". Но именно подобная нарочито нейтральная речь одновременно и смешит, и ужасает. Никакому чистосердечному признанию собственной вины, трусости или холодного расчета не достичь подобного эффекта.
"Всевидящее око" - невероятно захватывающий политический триллер. Этому немало способствует и острый, как бритва, монтаж Меган Гилл, усиливающий общий драматический эффект картины, а также замечательная работа оператора Хариса Замбарлукоса, сумевшего создать контраст между холодной обстановкой внутри помещений и ощущением угрозы снаружи. Художник-постановщик Джонни Бридт и оператор спецэффектов Микки Кирстен усилили ощущение реальности показанных в фильме военных действий с помощью современной технологии.
Стоит отдельно отметить замечательный актерский состав, и особенно потрясающую игру Бархада Абди ("Капитан Филлипс"), который, несмотря на минимальное количество реплик, сумел создать исключительно убедительный образ тайного агента, ведущего наблюдение за местом встречи террористов и понимающего, что каждая секунда может стать для него последней.
Съемки картины проходили на родине Худа, в Южной Африке. Стоит дождаться заключительных титров хотя бы ради следующего провокационного объявления: "Государственный департамент по торговой й промышленной политике, при поддержке которого снят фильм, не несет ответственности за содержание последнего и за выраженные в нем мнения." Звучит почти, как цитата из фильма.
Сообщение отредактировал katido - Суббота, 19.09.2015, 00:06
ой, точно. Я что-то уже так мысленно привыкла к идее выхода на экраны этого фильма, что даже и не подумала о спойлерах Такое ощущение, что я его уже посмотрела. Тем более, что кадры с Хелен Миррен и мистером Рикманом замечательно стимулируют воображение
Сообщение отредактировал katido - Суббота, 19.09.2015, 00:08
Фильм "Eye in the Sky" с участием Алана Рикмана будет показан на 27-м Международном кинофестивале в Палм-Спрингс (Palm Springs Fest). Фестиваль пройдет с 1 по 11 января 2016 года. 9 января в 7 вечера будет специальная презентация фильма. Очень надеюсь, что Алан не ней появится Правила His voice is trickling down my spine.
Идеально Нико то есть ничего лишнего) Мне уже начинает нравится этот фильм... Очень хочу увидеть. Представилось, что Алан жив. Впервые такое странное ощущение от просмотра.