Разделы
Фото месяца
Видео

Alan RIckman "Michael Collins" 1996 - Bobbie Wygant Archive

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
В избранное
Случайное фото
***
Статистика
Форма входа

Полное имя: Алан Сидни Патрик Рикман

Карьера: Актер, Режиссер, Продюсер, Сценарист

Дата рождения: 21 февраля, 1946

Место рождения: Хаммерсмит, Лондон.

Награды (самые значительные): 1 БАФТА, 1 Эмми, 1 Золотой Глобус

Рост: 1,85 м

 

Жители Соединенного Королевства частенько жалуются на то, что лучшим британским актерам слишком редко выпадает возможность добиться успеха в Голливуде. Зачастую причина проста: от большинства именитых британских актеров за целую милю несет «исконным британским духом», и поэтому их берут только на эпизодические роли каких-нибудь дворецких, трусливых негодяев или, чаще всего, королевы Елизаветы I. Случай же с Аланом Рикманом куда более тяжелый. Для большинства звезд «первого эшелона» этот человек представляет собой реальную угрозу. Обжигающе-горячий и даже взрывной в своей работе, он не только идеально подходит для кинематографа, но и напрочь затмевает всех остальных героев, крадя внимание зрителя самым наглым и безжалостным образом. Взять хотя бы его шерифа Ноттингемского в фильме «Робин Гуд: принц воров». Как бы лихо Кевин Костнер ни порезал большинство сцен с шерифом, все равно фильм запомнился лишь безумными вспышками рикмановского персонажа.

Его путь к известности был долгим и трудным. Алан Сидни Патрик Рикман родился 21 февраля 1946 года в муниципальном районе Актон чуть западнее Лондона. Его отец – ирландец, а мать – валлийка. У Алана есть старший и младший братья и младшая сестра. К сожалению, его отец, фабричный рабочий, умер, оставив восьмилетнего Алана и всю семью на попечение матери, которая, по словам Алана, научила его правилам хорошего тона и привила уважение к женщине. В детстве он был очень одаренным и артистичным мальчиком, обладавшим каллиграфическим почерком и способностями к акварельной живописи. Спустя какое-то время он выиграл стипендию для обучения в школе Латимер (выпускниками которой позднее стали Хью Грант и Мел Смит) и с головой погрузился в драматическое искусство. В школе Латимер эта кафедра отличалась радикальным подходом к делу: студенты участвовали в постановках наравне с преподавателями, и это заставляло мальчишек взрослеть быстрее.

Рикман любил играть на сцене, однако у него были и другие таланты, которые и привели его в конечном итоге к графическому дизайну – специальности куда более стабильной и надежной. По его словам, «в восемнадцать лет школа драматического искусства не казалась практичным и здравым выбором». Поэтому он поступил в Колледж искусств и дизайна в Челси и потом проучился еще год в Королевском колледже искусств. Именно в Челси он встретил Риму Хортон, вместе с которой живет и по сей день. Стремясь играть на сцене при любых условиях и под любыми соусами, Алан и Рима основали любительскую труппу «The Brook Green Players» («Труппа зеленого ручья», или «Труппа молодых да неопытных»). Рима, разделявшая либеральные взгляды Алана, позднее ушла в политику и много лет проработала в Совете Кенсингтона и Челси.

Алан же продолжал трудиться на стабильном и надежном поприще, после окончания колледжа открыв с друзьями дизайнерскую фирму «Граффити». Он бы так и проработал дизайнером вплоть до начала восьмидесятых, если бы его все больше и больше не начало привлекать профессиональное актерское мастерство. Он вошел в состав еще одной любительской труппы под названием «Придворная драматическая труппа» и принял участие в постановках «Ромео и Джульетта», «Взгляд с моста» и др. Затем в сравнительно позднем возрасте, когда ему исполнилось 26, Алан написал заявку в RADA (Королевскую академию драматического искусства), надеясь на положительный ответ, который вскоре и получил. Прочитав монолог Ричарда III на прослушивании, он был принят в академию и следующие три года посвятил изучению и воплощению на сцене творчества Шекспира, совмещая это с такими эмоциональными и специфическими вызовами, как «Дядя Ваня» и «Призраки». За свои усилия он был удостоен таких наград, как «Приз Эмили Литер», «Приз Форбса Робертсона» и золотая медаль Банкрофт.

После окончания RADA Рикман стал с готовностью браться за любые роли. И хотя к тому времени он стал известен как необычайно серьезный актер, следующие четыре года он перепробовал множество самых разных ролей, набираясь опыта в театре с еженедельным репертуаром. Вместе с труппой Библиотечного театра в Манчестере он ставил фарсы и легкие комедии – такие, как «Малыши в лесу», «Заприте ваших дочерей» и «В моем супе девочка». Он участвовал в спектакле «Ромео и Джульетта» в Лейстере, играл Короля крыс в «Дике Виттингтоне» в Бристоле и Шерлока Холмса в Бирмингеме, где также принял участие в постановке «Обдурить самого дьявола». Он сыграл главную роль в «Нижинском» и был Лаэртом в «Гамлете». Он играл и в мюзиклах – таких, как «Парни и куколки» и «Иосиф и его удивительный, разноцветный плащ снов». В его послужном списке были и серьезные спектакли – к примеру, «Святая Иоанна», – однако Рикман стремился отточить свое мастерство во всех мыслимых жанрах: он мог быть спокойным и безумно эмоциональным, притягательным и сексуальным, донельзя странным и многоликим, как сама жизнь.

В 1976 году у Алана появилась постоянная сценическая партнерша – Руби Уэкс. Большинство английской публики считало их дуэт чудовищно эксцентричным и вызывающим. Они познакомились в театре «Крусибл» в Шеффилде, где Рикман был приезжим актером, а Руби – членом местной труппы. Они стали близкими друзьями и чем-то вроде дуэта двух комиков, где Рикман был компаньоном Руби. Вместе они проехались с выступлениями по всей стране, сыграв в спектаклях «Man Is Man» и «Король Убу» в бристольском театре «Олд Вик» (обе пьесы были поставлены Адрианом Нобле), а затем в 1977 году вернулись в Шеффилд для участия в спектакле «Как вам это понравится».

Год спустя Рикман ожидаемо стал членом труппы Королевской шекспировской театральной компании (RSC). Не столь ожидаемо, правда, но все же Руби Уэкс последовала его примеру. Затем к ним присоединилась молодая актриса Джульет Стивенсон, на пару с которой Алан чуть позже безжалостно поиграл на нервах всей страны. За один только сезон в этом театре он принял участие в таких постановках, как «Буря» (в главных ролях – Майкл Хордерн и Йен Чарльсон), «Бесплодные усилия любви» (с Майклом Пеннингтоном и Джейн Лапотэйр) и «Антоний и Клеопатра» (с Глендой Джексон, Джонатаном Прайсом и Патриком Стюартом). В Стратфордском театре-студии «Не здесь» он исполнил главную роль в спектакле «Капитан Свинг» вместе с Зои Уонамейкер.

К сожалению, все это продолжалось недолго. Принимая во внимание его возраст и демократичные взгляды на жизнь, неудивительно, что Рикман нашел Королевский шекспировский театр чересчур элитарным, а бытовавший в нем традиционалистский подход – слишком ограниченным. Он проработал в нем год, а потом вернулся в репертуарный театр. Руби Уэкс, воодушевленная Рикманом, решила расширить сферу деятельности и занялась писательством, параллельно с этим поставив два шоу вместе с коллегами из RSC. В представлении «Шоу Джонсона и Уэкс» участвовали Рикман, Лапотэйр, Чарльсон, Уонамейкер, Прайс и Дэвид Суше, а Джульет Стивенсон под руководством Рикмана сыграла в спектакле «Отчаянно ваша».

Покинув Королевский шекспировский театр, Рикман продолжил творческое сотрудничество с Уэкс и в 1986 году стал режиссером ее «Живого шоу Уэкс» на фестивале в Эдинбурге, а в 1992-м – консультантом ее же шоу «Уэкс представляет» в Уэст-Энде.

Вернувшись в репертуарный театр в 1979 году, он сыграл главную роль в пьесе «Антонио» в Ноттингеме, а затем сразу семь ролей в пьесе Брехта «Страх и отчаяние в Третьей империи». В том же году он дебютировал на телевидении в грубой и навязчивой постановке BBC «Тереза Ракен» (впрочем, дебютом это можно назвать лишь в том случае, если не принимать во внимание телепостановку «Ромео и Джульетты»). В 1980-м он взялся за «Летнюю вечеринку» в Шеффилде, «Дьявола собственной персоной» в Хаммерсмите и «Обязательства» в театре «Буш». В 1981-м были пьесы «Чайка» в «Роял корт», «Последний слон» в театре «Буш» и «Братья Карамазовы» на фестивале в Эдинбурге и в турне по России.

С этого момента началось восхождение Алана к вершине известности. В 1982 году он пополнил копилку своих ролей, сыграв клерка Браунлоу в дуэте с Алеком Гиннессом в шпионском сериале Джона Ле Карре «Команда Смайли». Затем он вызвал немалый переполох своим участием в телесериале «Барчестерские хроники» по мотивам произведений Энтони Троллопа. Преподобный Обадия Слоуп, скользкий политикан и дамский угодник, был буквально погребен под неслыханным шквалом фанатской почты – разумеется, большинство писем было от женщин. Сексапильность в сочетании с пылкостью и рафинированной интеллигентностью помогли ему стать настоящей звездой сцены. Сыграв в 1983 году в спектакле «Ломаный язык» в Хампстеде, а также в двух спектаклях – «Соломенная вдова» и «Счастливый шанс» в театре «Роял корт», в 1985-м он вернулся в Королевский шекспировский театр, где возобновил работу с Джульет Стивенсон и режиссером Адрианом Нобле. На этот раз его роли были куда более существенными. Он сыграл Жака в спектакле «Как вам это понравится», Ахилла в «Троиле и Крессиде» и Хофгена в «Мефистофеле». Что еще интереснее – он воплотил образ виконта де Вальмона в спектакле «Опасные связи», сыграв лукавого соблазнителя, плетущего интриги против маркизы де Мертей (Линдси Дункан), погубившего мадам де Турвель (Джульет Стивенсон) и обесчестившего милую непорочную девушку (Лесли Менвилл). С 1985 по 1987 годы спектакль побывал в Лондоне и на Бродвее, где Рикман за свою игру был номинирован на премию «Тони». К сожалению, премию получил Джеймс Эрл Джонс, а в фильме роль Вальмона вместо Рикмана досталась Джону Малковичу.

Однако вскоре Голливуд вновь поманил к себе Алана. Продюсер Джоэл Сильвер заметил Рикмана в роли Вальмона и пригласил его в фильм «Крепкий орешек» на роль виртуоза-террориста Ханса Грубера – главаря преступной банды, захватившей группу заложников в одном из офисных зданий Лос-Анджелеса. Рикман понимал, что продюсеры, потратив целое состояние на Брюса Уиллиса, подыскивали актеров, готовых работать за гроши, однако он взялся за эту роль и был просто неотразим: небрежно-порочный, весело-беспощадный и деспотично-разгневанный – после того, как Брюс расстроил его наполеоновские планы. Его появление на экране было столь эффектным, что Голливуд с тех пор привык приглашать англичан на роли главных злодеев.

В течение последующих двух лет его известность стала расти. Он отличился в роли закадычного дружка-чудака героя Кевина Клайна в кино про серийного убийцу «Январский человек» и был просто бесподобен в роли подлого хозяина ранчо Элиота Марстона в фильме «Куигли в Австралии», который нанял стрелка (Том Селлек) для отстрела аборигенов, а потом отправился на поиски своего наемника поневоле. Затем идут две воистину убийственные роли: первая – роль в фильме Антонио Мингеллы «Верно, безумно, глубоко», где Рикман играет Джимми – умершего виолончелиста, которого любила героиня Джульет Стивенсон (сцена, где она теряет самообладание от горя, глубоко тронула всю страну). Затем идет «Робин Гуд: принц воров» с Кевином Костнером. Алан там просто великолепен – вкрадчивый, бездушный, трусливый и напыщенный, он вламывался в каждую сцену очаровательным нахрапом. Это была не просто кража сцен – это была настоящая кража века! И сколько там было запоминающихся моментов! Когда он поклялся вырезать кому-то сердце ложкой, его спросили – почему именно ложкой? «Да потому что так БОЛЬНЕЕ!!!», – прорычал он. В финальном эпизоде, где он пытается жениться на леди Марион, пока «добры молодцы» не захватили замок, именно Рикману пришла в голову идея рывком раздвинуть ноги Мэри Элизабет Мастрантонио, тем самым как бы скрепляя свой брак прямо на глазах у священника. Так что годы, проведенные в репертуарном театре, не прошли даром: Рикман получил более чем заслуженную премию BAFTA.

Далее идет довольно противоречивый фильм «Закрой мои глаза», где Рикман сыграл несчастного мужа Саскии Ривз, вступившей в кровосмесительную связь со своим братом, которого сыграл Клайв Оуэн. Затем был крайне необычный фильм «Страна в шкафу», сразу же ставший раритетным, в котором снималось всего два актера. Рикман сыграл в нем роль следователя тайной полиции, допрашивавшего детскую писательницу Маделин Стоу на предмет наличия в ее книжках скрытого призыва к антиправительственному мятежу. В следующем фильме Рикман блестяще продемонстрировал свой комедийный талант в роли великолепного манипулятора и пиарщика Лукаса Харта III в политической пародии Тима Роббинса «Боб Робертс». В одной из незабываемых сцен фильма герой Рикмана выпутывается из щекотливой ситуации под потрясающе неискренним предлогом: «Прошу меня извинить, я должен пойти помолиться». В тот же год Рикман начитывает фоновый текст для альбома Майка Олдфилда «Tubular Bells 2».

Следующая главная роль Рикмана стала воистину блестящим попаданием в цель. В фильме «Месмер» он сыграл роль венского целителя 18 века, пытавшегося протолкнуть крайне сомнительный по тем временам метод исцеления, основанный на им же открытом понятии «животного магнетизма». Фильм должен был сделать его настоящей звездой экрана, однако возникли некоторые проблемы. Рикман и режиссер Роджер Споттисвуд («Эйр Америка», «Завтра не умрет никогда») внесли изменения в сценарий Денниса Поттера, и спонсоры решили, что снятый фильм отличается от того, за который они платили. Начались безобразные судебные разборки, и Месмер, снятый с показа и реализации, пролежал на полке вплоть до 1999 года и лишь тогда был показан телеканалом «Романтика». Стыд-позор всем бюрократам...

Однако Рикман выстоял, и 1995 год стал для него весьма плодотворным. Каким безнравственным и сексуальным он был в полукомедии-полудраме «Ужасно большое приключение»! Действие фильма о театре, снятого Майком Ньюэллом, происходит в Ливерпуле в 1947 году.

Следующая его роль – мужественного и ранимого полковника Брэндона, тайно влюбленного в героиню Кейт Уинслет в удивительно удачном фильме Энга Ли «Разум и чувства». Одна из звезд этого фильма, Эмма Томпсон, приняла участие в спектакле «Зимний гость», поставленном Рикманом в лондонском театре «Алмейда». Через год Рикман снял полнометражный фильм по этой пьесе – проникновенной истории о надеждах юности и конфликте поколений – в котором снялась Томпсон вместе со своей матерью, Филлидой Лоу, сыгравшей ее мать и в фильме. Хотя «Зимний гость» и не принес большой прибыли, он завоевал престижные награды на кинофестивалях в Венеции и Чикаго.

Тем временем Рикман решил возместить ущерб от неудавшегося появления на экранах гипнотического образа Месмера не менее пронзительной ролью Распутина. Конечно, Кристофер Ли был неподражаем в ранней версии Хаммера о дорвавшемся до власти сумасшедшем монахе и дворе последнего русского царя, но Рикман, не уступающий Кристоферу в энергетике и превосходящий его в интеллигентности, был неподражаем, и за эту роль получил «Эмми» и «Золотой глобус».

Вслед за образом дикого и необузданного распутника и фанатика с душой нараспашку Рикман тут же примеряет серьезный и глубокий образ спокойного, непростого и безжалостно прагматичного Имона де Валеры в ирландской революционной эпопее Нейла Джордана «Майкл Коллинз». К тому времени Рикман был вполне уверен в своих силах, однако эта уверенность значительно поколебалась после того, как он узнал, что в первой же сцене ему придется выступить с речью перед 5000 жителей Дублина – причем без репетиций!

С этого момента предложения посыпались на него градом. Вместе с Томпсон он снова снимается в драме о похищении «Поцелуй Иуды», потом играет вполне себе ангельского Метатрона в комедии Кевина Смита «Догма». Но самым смешным он был в роли доктора Лазаруса в замечательном фильме «В поисках галактики» – в роли раздражительного и высокомерного актера, презирающего собственную славу, которая пришла к нему после съемок в низкопробном телешоу. О да, еще он продемонстрировал высший класс, станцевав для клипа группы Texas «In Demand» с солисткой Шарлин Спитери, которая, к большому сожалению для участников группы, в сравнении с Рикманом выглядела серой и непривлекательной.

Как и большинство великих театральных актеров, Рикман сохраняет верность своим корням. Хотя он проиграл на аукционе и не смог приобрести театр «Риверсайд» в Хаммерсмите, он по-прежнему предан британской сцене. В 1992 году он сыграл в «Гамлете» в театре «Риверсайд», а затем объединил усилия с Энтони Мингеллой и Джульет Стивенсон для короткометражки Сэмюэла Беккета «Play». В 1998 году он сыграл Антония в дуэте с ненасытной Клеопатрой (Хелен Миррен), а затем с октября 2001-го по январь 2002-го играл Элиота в возобновленной постановке Ноэла Кауарда «Частные жизни» в театре «Albery» в Вест-Энде вместе с бывшей партнершей по RSC Линдси Дункан. Затем эта пьеса была показана на Бродвее, где была номинирована на «Тони» вдобавок к номинации на премию Лоуренса Оливье в Лондоне. В 2003 году в знак признания заслуг и отличий Рикман был назначен вице-председателем RADA.

Он всегда остается верен своим принципам. Будучи ярым сторонником лейбористской партии, он участвует во множестве благотворительных постановок и мероприятий. Это и игра в спектакле театра «Роял корт» с Глендой Джексон, и посещение вечера по случаю Дня рождения Аун Сан Су Чжи, женщины-борца за свободу Бирмы, которая много лет провела под домашним арестом. В 2005 году, вернувшись в театр «Роял корт», он поставил провокационную пьесу «Меня зовут Рэйчел Корри», которую написал вместе с Кэтрин Винер на основе личных дневников 23-летней американской противницы войны в Ираке, убитой израильским бульдозером в Газе.

Далее он играет уязвленного и брошенного парикмахера – мужа героини Наташи Ричардсон в британской кинокомедии «Английский цирюльник». После нее идет современная комедия «В поисках Джона Гиссинга» со Стивенсон в главной роли, где герой Рикмана – жесткий и раздражительный бюрократ, пытающийся разрушить все планы всеобщего благодетеля, героя Майка Байндера. В фильме Ричарда Кертиса «Реальная любовь» Алан стал участником потрясающей актерской труппы, на разные лады рассказавшей зрителям множество историй о любви, страсти и терпении. В своей сюжетной линии он – редактор журнала, закрутивший служебный роман с соблазнившей его юной сотрудницей, и эта интрижка отправила в «свободное падение» его размеренную семейную жизнь с героиней Эммы Томпсон. Затем был тепло встреченный критиками американский телефильм «Творение Господне», основанный на реальной истории жизни доктора Альфреда Блалока (Рикман) и его чернокожего ассистента-самоучки (Мос Деф), которые боролись с предрассудками в обществе в годы после Великой депрессии и буквально подручными средствами нашли способ лечить врожденный порок сердца, из-за которого малыши синели и умирали. За свою работу Рикман был номинирован на «Эмми».

Разумеется, рано или поздно он должен был снискать всемирную славу – да такую, которая никому и не снилась! И это произошло, когда ему предложили (после отказа Тима Рота) сыграть хитрого, скрытного и в целом тошнотворного профессора Северуса Снейпа, декана факультета Слизерин в фильме «Гарри Поттер и философский камень», а затем и в его продолжениях – «Гарри Поттер и тайная комната», «Гарри Поттер и узник Азкабана» (режиссер – Альфонсо Куарон, лет десять назад сотрудничавший с Аланом в съемках «Падших ангелов») и «Гарри Поттер и кубок огня». Как великолепно он подрывал поттеровскую уверенность в себе косыми взглядами, исполненными холодного презрения, уничтожал его ядовитыми придирками, а потом, эффектно взмахнув полами мантии, стремительно удалялся!

Дальше – больше. Когда в 2005 году наконец-то был снят фильм «Автостопом по галактике», озвучивать робота Марвина пригласили, разумеется, именно Рикмана. А потом он вместе с партнершей по фильму «В поисках галактики» Сигурни Уивер вновь объединился для съемок в куда более серьезном и сильном фильме «Снежный пирог», где Рикман сыграл человека, глубоко переживающего из-за автокатастрофы с летальным исходом, которого судьба свела с героиней Уивер, страдающей аутизмом.

2006-й год принес еще больше славы. Сперва был «Парфюмер: история одного убийцы», действие которого происходит во Франции 18 века. Бен Уишоу сыграл парня с изумительно обостренным обонянием, который стал известным парфюмером и пытался воспроизводить запахи дверных латунных ручек, свежеспиленной древесины и так далее. Но затем в попытках воспроизвести аромат хорошенькой юной девушки он становится психопатом, и судьба сталкивает его с героем Рикмана, богатым купцом и отцом девушки, завладевшей всеми мыслями молодого парфюмера. Это было изысканное и эротичное кино с налетом декаданса – в отличие от черной комедии «Сын нобелевского лауреата», в которой герой Рикмана, глава неблагополучной семьи, получает Нобелевскую премию в области химии и делает жизнь просто невыносимой для жены, работающей судебным экспертом (Мэри Стинберген), и сына, пытающегося защитить собственную диссертацию. Когда сына похитили, оказалось, что «рыльце в пушку» было практически у всех – особенно у неунывающего, лукавого и напыщенного героя Рикмана.

Благодаря всем этим работам Рикман обрел свободу на театральном поприще и, воспользовавшись ею, стал вновь рекламировать поставленную им пьесу «Меня зовут Рэйчел Корри», показав ее в 2006 году в лондонском театре «Плэйхаус», а также на фестивалях в Эдинбурге и Голуэе. Конечно же, с выходом новой серии «Гарри Поттер и Орден Феникса» Рикман обрел еще больше свободы и престижа; в этой серии снялись и новые звезды – Имельда Стонтон и Хелена Бонэм Картер. Вместе с Картер Рикман снялся и в следующем фильме, «Суини Тодд», режиссером которого стал ее муж, Тим Бартон. В фильме, снятом на основе бродвейского мюзикла Стивена Сондхейма, герой Джонни Деппа – известный парикмахер, вернувшийся в Лондон с австралийской каторги и желающий отомстить герою Рикмана судье Терпину – мерзкому негодяю, который сфабриковал против него обвинение, изнасиловал его жену и украл дочь. Весь фильм, пропитанный убийствами и завязанный на противостоянии Деппа и Рикмана, представляет собой резвую и веселую кровавую мясорубку.

Роль судьи Терпина стала еще одной значимой рикмановской ролью, однако ему вовсе не нужно играть значимые роли, чтобы «сделать» фильм. Он может полностью изменить сцену или даже восприятие целого фильма одним-единственным взглядом. Мы должны быть благодарны за то, что первоначальный план – взять на главные роли в откровенно слабом комедийном сериале «Красный карлик» Рикмана и Альфреда Молина – так и не был осуществлен. Хотелось бы увидеть, как он рвет экран на части в роли римского императора в «Гладиаторе-2» или вновь сражается с Деппом в роли призрака Черной Бороды в «Пиратах Карибского моря-4». Он – лучший актер, что у нас есть. Источник: сайт alanrickman.ru
Возможно, он – лучшее, что есть у кого-либо.

 

Автор Dominic Wills

Источник: talktalk.co.uk

Переводчик Arirang

Поиск
Календарь новостей
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Кадр
Наш твиттер
Мы также здесь
Использование материалов сайта допустимо только с разрешения администрации | Написать администратору e-mail | rickman.ru © 2008-2011 | alanrickman.ru © 2011-2024