Перевод статьи из Independent о Хелен Маккрори и Алане Рикмане
Переводчик katido/Екатерина Игнатьева
Алан Рикман и Хелен Маккрори: "Мы разделяем любовь к смеху и мартини"
Хелен Маккрори, 46 лет
Актриса, известная благодаря своей работе на сцене («Дядя Ваня», «Двенадцатая ночь», «Медея»), телевидении ("Анна Каренина", "Острые козырьки", "Страшные сказки") и киноэкране (“Королева", "007: Координаты «Скайфолл»“ и заключительные фильмы франшизы "Гарри Поттера"), живет на севере Лондона с мужем – актером Дэмиэном Льюисом, и их двумя детьми.
Чего только не говорят об Алане. Что он резкий и неприятный, - так как ему часто приходится играть сухих и холодных персонажей, - и что он носит только черное. На самом деле, он не имеет ничего общего со своими экранными героями. И по меньшей мере пару раз я видела его в костюме серого цвета.
Я впервые услышала об Алане, когда училась в театральной школе. В то время [1987 г.] он играл в "Опасных связях”на Бродвее. Критики превозносили его игру, а мои наставники ставили его в пример нам, студентам. Мы впервые встретились в 2008 г. на съемках "Гарри Поттера и принца-полукровки". Мы с Хеленой Бонэм Картер играли сестер Лестрейндж, и по сценарию я, Хелена и Алан должны были вместе дать Непреложный Обет.
Он блестяще сыграл роль, но это не означало, что и в перерывах между дублями он неукоснительно следовал системе Станиславкого и, чтобы не выпасть из образа, бродил вокруг с развевающейся за спиной черной мантией. Обычно мы пили кофе и хихикали, (у него очень тонкое чувство юмора), и я все время спрашивала: "Так в чем, говоришь, твоя суперсила?”
Вначале то, что мы подружились, казалось мне чем-то из области фантастики. Так приятно, когда звезда экрана звонит тебе и говорит: "Я тут собрался посмотреть на твою пьесу. Ты предпочитаешь заранее знать, когда я приду?". На что я ответила: "Давай, встретимся лучше потом за кулисами.” Когда я в курсе, кто сидит в зале, то начинаю нервничать и играть специально на этого конкретного зрителя. Так вот, по окончании спектакля он пришел ко мне в гримерную и пригласил меня на ужин. Звезда такой величины. Кто бы мог подумать?
Он сам очень утончен, а его игра эстетична. То же самое можно сказать и o его доме - там царят чистые линии и приглушенные тона. Вот и "Легкий беспорядок”(новый фильм Рикмана-режиссера, в котором снялась как сама Маккрори, так и Кейт Уинслет) под его влиянием получился задумчивым и философским. Он никогда не несется сломя голову: он сначала думает, а потом уже говорит. Думаю, что в плане самоконтроля мне до него далеко.
Мы с ним оба кельты, и у нас, в отличие от англичан, нет никакой иерархии, так что на съемочной площадке я с ним не особо церемонилась. По-моему. в [творческих] разногласиях нет ничего плохого. Зачастую только вопрос "Черт побери, ты ж не думаешь, что смысл сцены вот в этом?”помогает раскрыть глаза.
Мы оба любим хорошо повеселиться за бутылкой вина в компании друзей и коллег по цеху. Но он, в отличие от меня, избегает актерских тусовок. Может быть, он просто застенчив, и толпы незнакомцев его напрягают. Меня же - совсем нет. Я обожаю вечеринки типа BAFTA.
Я начала свою карьеру в театре, так что так что для меня Алан – это, прежде всего, режиссер в Ройал-Корт [1], потом кинорежиссер и сценарист, и, уже в последнюю очередь - киноактер. Я никогда не смотрела "Робина Гуда: Принца воров”за который он получил BAFTA. Возможно, именно поэтому мы и стали друзьями: нет опасности, что после нескольких бокалов вина я начну выдавать ему его же реплики из фильма.
Алан Рикман, 69
Как актер, Рикман впервые заявил о себе в 1982 г., сыграв Обадию Слоупа в экранизации "Барчестерских хроник”на BBC. За свою карьеру он удостоился многочисленных наград за свои кинороли, включая "Робина Гуда: Принца воров”и "Верно, безумно, глубоко". Новому поколению кинозрителей он полюбился по роли Северуса Снейпа в фильмах о Гарри Поттере. Театралы знают его по его режиссерским постановкам в Ройал-Корт. Рикман живет в Лондоне вместе со своей давней (они вместе вот уже полвека) партнершей - преподавателем экономики Римой Хортон.
По-настоящему мы познакомились на съемках "Гарри Поттера и принца-полукровки". Хелен с этой своей седой прядью в волосах, я - наглухо застегнутый на все эти пуговицы и с черными контактными линзами. И вдобавок еще и Хелена (прим: Бонэм Картер). Мы все вместе играли в сцене, где нам надо было стоять нос к носу и испепелять друг друга взглядами. У Хелен очень развито чувство нелепого, так что, учитывая наши костюмы и грим, исход был предрешен: несмотря на все наши старания вести себя, как взрослые люди, мы в конце концов чуть не лопались от смеха, что очень раздражало съемочную группу и продюсеров. На площадке царила просто-таки армейская дисциплина, так что я был благодарен возможности посмеяться.
Наша дружба развивалась постепенно: я приходил посмотреть на нее в "Донмар" [2], а по окончании спектакля мы вместе с остальной труппой бурно отмечали все это дело. Потом мы начали пересекаться на различных мероприятиях, и я смог узнать ее поближе. У нас обоих валлийские матери. Это очень важно: если в ваших жилах течет кельтская, а не английская кровь, то вы наследуете особую энергию, чувство родства.
Как актриса, она обладает невероятным эмоциональным спектром. К тому же, ее игра всегда правдива. Она может раскритиковать режиссера, но только из-за того, что на первом месте у нее всегда стоит уважение к автору. Текст наводит вас на размышления, и она стремится дать зрителю почувствовать, что она не просто играет, а вживается в роль.
Для меня было совершенно естественным предложить ей сняться в "Легком беспорядке". Ее героиня состоит в несчастливом браке с Андре Ленотром, ландшафтным архитектором, разработавшим проект королевских садов в Версале. В характере ее персонажа есть и темные стороны, и мне нравилось наблюдать то, как они постепенно заставляли трещать по швам тщательно выстроенную структуру.
Мне нравится, когда не замечаешь актерской игры. Медея в ее интерпретации на главной сцене Национального театра [3] (за которую она получила премию Critics' Circle Theatre Awards за лучшую женскую роль) вышла очень отважной. Все ее чувства были видны, как на ладони. А это, между прочим, одна из сложнейших сцен, как по причине большого размера, так и из-за проблем с акустикой.
Мы оба любим посмеяться и при случае выпить по бокалу мартини. Как правило, одно плавно переходит в другое. Она намного быстрее и энергичнее меня, и любого заткнет за пояс (чего не могу сказать о себе). Но мне нравятся те, кто знает, как рассмешить меня, и в этом отношении с ней мало кто сравнится. В ее остроумии есть что-то от XVIII века, от Джейн Остин. Она берет какое-нибудь слово и играет с ним, пока ей это не надоест. Недавно, например, она разглагольствовала о рафинированности на уровне соуса из омаров. Как ей это вообще на ум пришло?
--------------- "Легкий беспорядок": (режиссер Алан Рикман, в ролях: Хелен Маккрори) выйдет на экраны 17 апреля.
[1] театр на Слоан-сквер в Вест-Энде (Лондон). Внёс заметный вклад в современное театральное искусство. С 1956 года принадлежит ‘English Stage Company’
[2] Донмар - лондонский некоммерческий театр на 251 места, расположенный в Ковент-Гарден. Действует с 1977 г.
[3] Главная сцена – Olivier theatre – рассчитана на тысячу сто пятьдесят человек и названа в честь первого директора театра, прославленного английского актера сэра Лоуренса Оливье.