Бродвейский "Семинар" с Аланом Рикманом - это представление, в которое критики просто не могли не влюбиться.
Перевод Arirang
Бродвейский "Семинар" с Аланом Рикманом - это представление,
в которое критики просто не могли не влюбиться. И Мишель - не
исключение!
Автор Мишель Александрия
Если и существует на свете пьеса, достойная того, чтобы быть
залюбленной критиками и снискать целую кучу наград "Тони", так это
"Семинар" - пьеса, написанная Терезой Ребек и поставленная режиссёром
Сэмом Голдом. Первая же сцена спектакля вместила в себя прообразы всех,
кто когда-либо что-либо наваял в своей жизни. Куда ни кинь, все
персонажи - отборные клише, но в этих карикатурах проглядывают вполне
правдоподобные черты. Писатели, критики и артисты любых мастей и
степеней крутизны могут с лёту узнать эти лица.
Мартин (Хэмиш
Линклейтер) - надменный и нервный товарисч, алчущий справедливости и
критикующий всех и вся. Дуглас (Джерри О'Коннелл), наоборот, вспыльчив и
неукротим, и его образ жизни вполне соответствует его характеру. Иззи
(Этьен Пак) - этакая горячая штучка, которая без колебаний пустит в
оборот всё, чем снабдил её Бог, чтобы залезть повыше и продвинуться
подальше. Кейт (Лили Рэйб) - это объект всеобщей зависти, поскольку ей
повезло заиметь шикарные апартаменты стоимостью 800$ в месяц в Верхнем
Ист-Сайде (респектабельном районе Манхэттена - прим. перев.), за которые
она не платит ни цента. Как говорит Дуглас, "Ты словно получила грант,
даже не подав заявки!"
Настоящим бриллиантом, сияющим в оправе из
четырёх "начинающих писателей", стал литературный лев Леонард, в
совершенстве сыгранный Аланом Рикманом. Рикман очаровательно ядовит и
изумительно сварлив. Ну канэшна, он тут ни разу не профессор Снейп, да
вы шо! Леонард - это препод, которого просто невозможно не ненавидеть:
поглощённый сознанием собственного величия жуткий критикан, который без
колебаний порвёт тебя, как Тузик грелку, пройдясь по всем твоим
слабостям и страхам. Своё отвратительное поведение он скармливает вам
под вывеской "я - раб истины". К сожалению, чаще всего он оказывается
прав - и это выбешивает народ больше всего. Обиднее всего то, что за
сомнительное счастье быть облитым помоями вам ещё и придётся выложить
кругленькую сумму. Я вообще уверена, что некоторые "творцы" – это
латентные мазохисты, ей-богу! Ну а чем ещё вы объясните горячее желание
отдавать свои творения на растерзание таким вот леонардам?
Мартин -
это полная противоположность Леонарда. Стоит тому куснуть кого-нибудь,
как Мартин тут же бросается на защиту кусаемого и сам кажет зубы в
ответ. Однако проблема в том, что Мартин боится показывать кому-либо
свою работу и этакой бравадой пытается скрыть свой страх.
Первая
жертва Леонарда - Кейт, которая долгие годы трудилась над своим
рассказом: по первому же прочитанному предложению он делает вывод о
рассказе в целом. Этот прикол проходит лейтмотивом через всю пьесу.
Через неделю Леонард саркастично заявляет Дугласу о его романе: "Эта
история чудненько подойдёт для сценария какого-нибудь голливудского
фильма, в отличие от кошмарного опуса, который я читал тут на прошлой
неделе - не помню, правда, кто автор, вот беда!" Даже отвешивая
кому-нибудь комплимент, он не преминёт походя оскорбить чувства
чрезмерно ранимой четвёрки. Не, ну правда ведь – отсылка к голливудским
сценаристам для кучки псевдоинтеллектуальных снобов звучит весьма
унизительно.
Люди типа Дугласа нам всем хорошо известны. Дуглас -
это вумный любитель карабкаться вверх по карьерной лестнице, швыряющийся
во все стороны тяжеловесными глыбами слов - для того лишь, чтобы
казаться умнее и образованнее. С ним всё ясно; копать особо некуда. Как
говорится, что вижу, то пою. Для О'Коннела это отличное попадание в
роль, и он с ней справился на все сто. Вот Иззи в спектакле особо негде
развернуться. Её героиня на протяжении всего действия пристаёт то к
одному мужику, то к другому; кроме того, расшатанные нервы Кейт против
расшатанных нервов Мартина - это уже чуток перебор. Так что Лили и Этьен
справились преотлично с тем, что выпало на их долю.
Сперва ты
удивляешься - как это народ с Леонардом во главе способен по первым же
строчкам толстенной рукописи определить, хороша она или нет? Ну правда,
как? А потом доходит: да ведь это - то же самое, что смотреть кино! Вам
хватит и десяти минут, чтобы понять, хороший фильм или ерундовый.
Поэтому человек, перечитавший за свою жизнь горы книг, уж по-всякому
знает, что ни одна рукопись не может чудесным образом улучшиться ближе к
концу, если начало у неё так себе. Если на протяжении первых
пяти-десяти страниц стиль изложения хромает на обе ноги, а герои пресны и
банальны, то нет никакой уверенности в том, что к двухсотой странице
ситуация вдруг радикально изменится. Кстати, и вы, скорее всего, уже
составили своё мнение о моей рецензии по первой же фразе, так ведь?
Режиссёр Сэм Голд буквально сотворил чудеса с минималистичным
оформлением сцены, созданным Дэвидом Цинном: антураж не меняется на
протяжении всего спектакля, вплоть до последних минут из 90-минутного
представления. Там ещё было чуть-чуть обнажёнки - по-моему, лишней. Если
бы её не было, пьеса ничего бы не потеряла, на мой взгляд. А вообще
проблема "Семинара" в том, что этот смешной и остроумный спектакль
являет собой всё то, что мы уже видели тыщу раз, и через пару дней после
просмотра ты уже не вспомнишь из него ни единой строчки...
"Семинар" идёт в театре "Голден" в Нью-Йорке. С 3 апреля место Алана Рикмана займёт Джефф Гольдблюм.