Перевод Arirang "Семинар", ещё одна весёлая пьеса Терезы Ребек, которая в данный момент идёт в театре "Голден" на Бродвее, демонстрирует искусную, остроумную и отточенную игру Алана Рикмана. Его игра - это почти что лучшее, что есть на Бродвее в этом сезоне; если бы не она, было бы вообще не на что смотреть. Рикман играет Леонарда, достопочтенного писателя, организовавшего эксклюзивный литературный семинар для нескольких избранных студентов. Он стребовал по 5000$ с каждого за 10 недель необузданной критики и "окунания" в беспощадную реальность. Надеюсь, он не прочтёт эту рецензию. Он не то чтобы учит; по крайней мере, не в традиционном смысле этого слова. Ему куда интереснее унижать и уничтожать людей. Когда Кейт (Лили Рэйб) зачитывает первые фразы из короткого рассказа, над которым она работала всю жизнь, он прерывает её на полуслове и раздирает в клочья всё её честолюбие. Уходит от него она уже полуживой. Сотоварищей Кейт по семинару также разобрали по косточкам, не оставив и камня на камне. Дуглас (Джерри О'Коннелл) кажется Леонарду слишком консервативным, и Леонард прочит ему хорошую карьеру в Голливуде, но никак не на литературном поприще. Есть ли талант у Иззи (Этьен Пак)? Может, и есть, а может, и нет, но её яркая и эффектная внешность, без всяких сомнений, привлекает внимание мэтра гораздо больше, нежели её писанина. Мартин (Хэмиш Линклейтер), близкий друг Кейт, - единственный, кто готов выступить против Леонарда и призвать его к ответу за очевидно бесполезные уроки. Но вот вопрос: действительно ли этот учитель чокнутый, или в его странном и довольно спорном подходе к обучению есть некий скрытый смысл? В пьесе "Семинар" есть пара-тройка самых едких и язвительных диалогов, какие только можно встретить в нью-йоркских пьесах. К счастью, мы находимся в компании добропорядочных писателей; в противном случае, речевые обороты из пьесы Ребек могли бы показаться слишком вычурными и надуманными. Если Леонард - дипломированный специалист-языковед, а его ученики берут с него пример, тогда эти словесные "перестрелки" имеют смысл. Что может быть интереснее, чем перепалки пытающихся самоутвердиться писателей? Тем не менее, 95-минутная пьеса Ребек предлагает нам не только разнообразие характеров персонажей и остроумные подколки. Помимо прочего, "Семинар" - это ещё и талантливая критика издательского дела, а также напоминание о том, сколько талантов либо выбилось в люди, либо заглохло из-за критики или похвалы. По мнению Леонарда, профессиональное литературное поприще - это удел немногих избранных. Позёров масса, а вот опытных профессионалов в этом деле - раз, два и обчёлся. Разумеется, себя он считает представителем "старой школы" - одним из немногих, кто вопреки всему добился успеха и сделал карьеру. Но это не значит, что ему удалось легко отделаться. Раз в несколько минут толстый панцирь Леонарда трескается по швам, и к концу спектакля мы видим полностью разбитого человека, чей защитный механизм делает отчаянные попытки скрыть собственное разочарование от учеников. "Семинар" - великолепная пьеса, практически совершенная. Единственное, что слегка тянет её назад, - это постоянные любовные интрижки между учениками. Леонард пытается уложить студенток к себе в постель, а Мартин с Дугласом наперебой пытаются их охмурить. В конце концов, Иззи и Кейт начинают чувствовать себя кусками мяса. Все эти запутанные интрижки мало что добавляют в смысловую картину спектакля; в конечном итоге, всё это имеет лишь третьестепенное значение. Эта пьеса, самая сильная новинка бродвейского сезона, делает огромный шаг вперёд в тот момент, когда писатели начинают больше думать о результате, нежели о затраченных усилиях. Режиссёр Сэм Голд знает об этом и делает упор на мастерство и слова-реплики. Полюбовавшись на впечатляющую игру Рикмана, я чувствую, что мне уже не нужно записываться на семинар к Леонарду. Видеть, как он мучительно закатывает глаза, поистине нестерпимо. Однако наблюдать за тем, как он язвительно прохаживается насчёт других, - как ни странно, весьма занятное зрелище.
Источник: http://www.hollywoodsoapbox.com/?p=6112 |