Самый убойный трюк "Крепкого орешка" как результат научного проекта
К 30-летию выхода фильма "Крепкий орешек".
Статья в Thrillist Entertainment от 13 августа 2018 года.
Автор ИЭН ФЭЙЛС
Опубликовано 08/13/2018 Перевод Maria Kozlova
@vfxblog
20TH CENTURY FOX
Все мы помним кадр тридцатилетней давности: злодей Ханс Грубер (Алан Рикман) крупным планом, падающий с небоскреба Накатоми после поединка с Джоном МакЛейном (Брюс Уиллис) в боевике 1988 года режиссера Джона МакТирнана "Крепкий орешек". Неподдельный шок на лице Рикмана (по слухам вызванный тем, что его сбросили несколько раньше, чем он ожидал) стал одним из самых запоминающихся трюков в боевиках 1980-х годов.
Этот эпизод появился также благодаря передовым в те времена технологиям оптических спецэффектов (в отсутствие компьютерных) и изощренным математическим расчетам. Посмотрим, как мастерам спецэффектов Босс Филм Студиос это удалось.
Для съемок эпизода и чтобы зритель увидел отчаяние на лице Грубера, Рикману пришлось падать спиной с шестиметровой высоты на огромную синюю подушку. Синий цвет позволил позже выделить изображение Рикмана из кадра и наложить его на фон здания небоскреба Накатоми.
«Джону МакТирнану пришлось уговаривать Алана, ведь даже каскадеры предпочитают не падать назад, чтобы контролировать происходящее», — рассказывает директор по спецэффектам Ричард Эдлунд, ветеран оригинальной трилогии «Звездные войны», оскаровский номинант в категории «спецэффекты» за фильм «Крепкий орешек» вместе с Аль ди Сарро, Брентом Ботсом и Тайном Моррисом.
«У Алана, падающего и удаляющегося от объектива, — добавляет Эдлунд, — на лице был написан неподдельный ужас. Падая назад, он испытывал сильнейший испуг, несмотря на то, что внизу его ждала большая мягкая синяя подушка, наполненная воздухом».
Для того чтобы заснять этот момент безукоризненно точно, команда Босс Филм Студиос использовала очень высокую скорость съемки, 270 кадров в секунду. В отснятом материале движение выглядело замедленным в 10 раз. Особая сложность была в том, что эпизод начинался с очень крупного плана Рикмана и заканчивался за секунду до его приземления на синюю подушку. Падение должно было оставаться в фокусе постоянно.
Как же оператору удалось добиться такого эффекта? Специалисты Босс Филм Студиос разработали автоматическую электронную кодирующую систему для объектива камеры, которая позволяла улавливать малейшее изменение фокуса.
АЛАН РИКМАН (СЛЕВА) СОВЕТУЕТСЯ С РЕЖИССЕРОМ ДЖОНОМ МАКТИРНАНОМ /ЛЮБЕЗНО ПРЕДОСТАВЛЕНО РИЧАРДОМ ЭДЛУНДОМ И ДЖИНОМ КОЗИЦКИ
«Оператор следил за лицом Рикмана через «прицел» с красной лазерной точкой в центре окуляра, — объясняет Эдлунд, — пока актер падал, удаляясь от камеры. В это время кодирующее устройство посылало данные в компьютер, который немедленно их обрабатывал и возвращал на привод кольца фокусировки объектива».
«В общем, — продолжает Эдлунд, — мы устанавливали камеру и объектив в исходное положение, отмечали эту точку и далее двигались с шагом в несколько дюймов, составляя логарифмическую кривую из контрольных точек. Электронщики сделали из нее сплайн, а затем программу непрерывного изменения фокусировки камеры, чтобы держать Алана в фокусе автоматически. Такой вот научный проект, где инженерам-механикам и электронщикам пришлось изрядно потрудиться, чтобы все получилось».
Эдлунд приступал к съемкам эпизода Рикмана, намереваясь уложиться в один дубль. Он не рассчитывал, что актер согласится падать более одного раза. Эпизод был снят, но, по словам Эдлуна, МакТирнан уговорил Рикмана снять еще один, на всякий случай. (В фильме в итоге был использован первый дубль).
УСТАНОВКА КАМЕРЫ / ЛЮБЕЗНО ПРЕДОСТАВЛЕНО РИЧАРДОМ ЭДЛУНДОМ И ДЖИНОМ КОЗИЦКИ
Следующий шаг заключался в том, чтобы взять отснятый материал замедленного падения Алана Рикмана на синюю подушку и наложить его на фон небоскреба Накатоми. Эпизод фона снимался отдельно с башни Фокс Плаза, выполнявшей в фильме роль небоскреба Накатоми. Напомню, что все происходило до появления какой-либо компьютерной графики, так что части фильма комбинировались друг с другом на аппарате оптической печати.
На окончательный вариант были также наложены другие детали, включая выпадающие из окна и разлетающиеся акции. «Вместо них мы снимали конфетти, маленькие кусочки бумаги размером с почтовую марку», — раскрывает тайну Эдлунд.
Последняя часть падения Грубера — это отдельно снятый эпизод, где видно, как он летит с самой вершины здания. В съемках был задействован каскадер, одетый как Рикман. Он спускался на специальном невидимом для камеры тросе, замедлявшем падение.
НА СЪЕМКАХ ПАДЕНИЯ ХАНСА ГРУБЕРА. ЛЮБЕЗНО ПРЕДОСТАВЛЕНО РИЧАРДОМ ЭДЛУНДОМ И ДЖИНОМ КОЗИЦКИ
Несмотря на трудоемкость процесса съемок культового эпизода, Эдлунд гордится проделанной работой и тем, что трюк из «Крепкого орешка» зрители помнят вот уже 30 лет. Он говорит, что если бы ему предложили снимать этот эпизод сейчас, он, скорее всего, избрал бы тот же подход.
«Нам повезло, что в эпоху аналоговых эффектов в нашем распоряжении был целый механический цех с огромным количеством высококачественного оборудования», — говорит Эдлунд. У нас был фрезерный станок с числовым программным управлением, позволявший изготавливать высокоточные детали для механизма перемещения камеры. Современные студии спецэффектов редко могут похвастаться подобными вещами».