Интервью с Аланом Рикманом в шоу Reel Talk TV 7 декабря 2007 года.
Перевод katido/Екатерина Игнатьева
И – интервьюер АР - Алан Рикман -------------------------------------------------------- И: - Алан Рикман - один из наших самых талантливых актеров. Посмотрите на его игру в «Реальной любви», в «Крепком орешке», а еще лучше - в «Суини Тодде», одной из самых удачных на сегодняшний день музыкальных экранизаций. Рады снова видеть вас в нашей студии.
АР: - Спасибо.
И: - Что вы чувствуете, когда видите себя на экране? Вы, в первую очередь, театральный актер, и у вас не принято смотреть на свою игру со стороны, хотя некоторые актеры считают, что это познавательно.
АР: - Смотреть на самого себя? Нет. Ни за что. Даже под страхом смертной казни.
И: - А вы разве не смотрите текучку (прим.: материалы съемочного дня (т.е. проявленная пленка, которые режиссер и продюсеры смотрят в конце рабочего дня)) во время съемок?
АР: - Никогда.
И: - Почему? Вы считаете, что это как-то повлияет на вашу игру, или вы чувствуете себя неловко?
АР: - Потому что тогда у меня точно возникнет желание примкнуть к толпе, которая жаждет смерти этого актера. Кто бы он там ни был.
(оба смеются)
И: - Может, определенную роль играет и сама неопределенность работы актера, то, что сегодня больше не принято заключать студийные контракты, или вы просто хотите сконцентрироваться на работе и поскорее закончить ее?
АР: - Да нет,скорее из-за того, что смотреть на самого себя со стороны - это так неестественно. И потом, то, что видишь на экране, разительно отличается от того, как ты это себе представлял.
И: Но, например, если вы помните, как снималась определенная сцена, и потом, через несколько лет... Вы иногда смотрите ваши старые фильмы?
АР: - Нет.. (смеется)
И: – Наверное, вы еще слишком молоды, но рано или поздно.... В любом случае - и я говорю это не потому, что вы сейчас здесь, - мне никогда не нравились бродвейские постановки "Суини Тодда". Даже когда в главных ролях были Анджела Лэнсбери и Лен Кариу. Я никогда не верил, что вообще кому-то захочется пойти на мюзикл про серийного убийцу. Но когда я увидел экранизацию, я подумал: «Это единственные актеры, которых я могу представить в этих ролях, и это единственный режиссер, который настолько своеобразно представляет себе мир, что смог перенести эту историю на экран.» Это другая постановка, другой актерский состав.
АР: - Да вы что? Как жаль. То есть, хочу сказать, мне, к сожалению, не довелось посмотреть на Анджелу Лэнсбери, ведь это был легендарный спектакль. Но жаль, что вы не видели постановку с Пэтти Люпон и Майклом Серверисом.
И: - Нет, я ее видел.
АР: - Ах, так вы ее видели! Ну, по-моему, это было просто замечательный спектакль…
И: - Когда вы снимаете подобную картину, основной фон которой выдержан в голубоватых тонах с эффектом сепии, но эпизоды в основной тональности чередуются с полноцветными кадрами, вы переодеваетесь? У вас разные костюмы в зависимости от тональности сцены? Или это проблема режиссера?
АР: - Обсуждение костюмов было ключевым моментом съемок. В этом отношении была проделана исключительная работа, и конечный результат получился необыкновенным. Впервые в моей жизни я могу объективно оценивать фильм, в котором я сам сыграл, и я нахожу, что он гениален.
И: - Визуально этот фильм производит сильнейший эффект и, кстати, он вышел как раз на столетие со дня рождения Рекса Харрисона (прим: Сэр Реджинальд «Рекс» Кэри Харрисон (5 марта 1908 — 2 июня 1990) — английский актёр театра и кино, обладатель премии «Оскар» за главную роль в фильме «Моя прекрасная леди»). Представляете, Харрисон ни разу ни сыграл Шекспира. У нас нет времени перечислять все шекспировские роли, которые сыграли вы, но, по-вашему, в случае с Харрисоном можно говорить о серьезном пробеле в его послужном списке, или он исключение из правил?
АР: - Думаю, что в случае с Харрисоном вообще неуместно употреблять слово «пробел».
И: - Тогда будем считать это исключением. Шекспир может подготовить вас к любой другой роли, ведь так?
АР: - Скажем так, что Шекспир - это своего рода актерский тренажерный зал. Вы вольны выбрать стезю жанрового актера, воссоздавая многочисленные варианты одного и того же типажа, либо же проверить себя на действительно серьезном материале. То же самое, по-моему, относится и к «Суини Тодду»: Стивен Сондхайм пишет очень содержательные тексты, а впридачу к ним еще и потрясающую музыку, поэтому для актера это становится серьезной проверкой.
И: - Потому что это история в стихах, причем развертывающаяся стремительно, а его музыка не вписывается в общепризнанные рамки. Он не ходит вокруг да около, а сразу переходит к сути дела.
АР: - Да, единственная сложность в том, что вам приходится все время включать обратную перемотку: «Минутку, мне нужно прослушать эту строчку еще раз.»
И: - А что вы скажете по поводу вашего пения? До настоящего времени оно не входило в список основных ваших талантов.
АР: - Нет, и никогда не будет!
И: - Вы волновались?
АР: - Ну да, это было нелегко. Когда Стивен вошел в комнату и сказал: «Ну что ж, давайте послушаем, что у нас там получилось,» - я был уверен, что меня выгонят. Выгнать меня не выгнали, но мне пришлось серьезно потрудиться. И потом запись в студии. Когда ты закончил, то ощущение, будто у тебя гора с плеч свалилась, только вот потом приходится слушать это снова и снова, по несколько часов подряд.
И: - В последний раз, когда вы были у нас в студии, вы работали над «Зимним гостем».
AR. - Над фильмом? Нет, на самом деле, так давно?
И: - Да, да. Как повлиял этот опыт на вас, как актера? Теперь у вас больше сочувствия к режиссеру? Или вы уже и так понимали специфику его работы?
АР: - Это совершенно другой вид деятельности. И такое облегчение, что вам больше не надо просыпаться в шесть утра. И как бы вы не выглядели с утра пораньше, никто вам и слова не скажет.
И: - На протяжении долгого времени вы очень удачно играли отрицательных персонажей. Хочу сказать, что вы так здорово их сыграли, что вас ассоциируют с ними. Но вы осмотрительно поступили, включив в ваш актив и положительные роли. Например, «Реальная любовь» стало одим из лучших рождественских фильмов последних лет.
АР: - Похоже, у нас совершенно разное видение ситуации. Например, мои последние работы... Конечно, далеко не все они были такими крупными проектами как «Суини Тодд», а потому не получили широкой рекламы. Этому интервью я обязан, конечно, "Суини Тодду", но, например, скоро выйдет фильм "Удар бутылкой", и в нем я просто положительнее некуда.
И: - Вы играете Стивена Спурье, правильно?
АР: - Да.
И: - Между прочим, так зовут одного известного игрока в американский футбол.
АР: - Правда?
И: - Да, сейчас он стал тренером.
АР: - Это значит, что настоящий Стивен Спурье не может подать на меня иск. Я имею в виду того, другого, английского Спурье. Я всегда могу сказать: «Так я играю совсем не вас, а знаменитого бейсболиста».
И: - Футболиста. Игрока в американский футбол. Поговорим о вашей роли в «Куигли в Австралии». Это вестерн , и вы играете там злодея. Вы, как и американские мальчишки, тоже мечтали в детстве сняться в вестерне?
АР: - Конечно! Кому еще из английских актеров довелось постоять в загоне, держа в каждой руке по пистолету, да еще с большой широкополой шляпой на голове. Это просто мечта!
И: - Было бы это возможно, если бы вы продолжили карьеру графического дизайнера?
АР: - Ну, это было бы маловероятно. (смеется)
И: - Итак, у нас в гостях был Алан Рикман. Я советую вам сходить на «Суини Тодда». Этот фильм станет для вас настоящим потрясением во всех смыслах этого слова. До встречи.