Перевод рецензии на фильм "Eye in the Sky", опубликованной в еженедельнике "Варьете"
Перевод katido/Екатерина Игнатьева
В драме Гэвина Худа на актуальную нынче тему военных беспилотников искусно переплетаются элементы остросюжетного триллера и трагического фарса
автор статьи: Джо Лейдон @joeleydon
Военные действия с помощью беспилотников требуют принятия сложных и циничных командных решений, которые, в свою очередь, приводят к моральным кризисам, косвенным жертвам и взяткам в попытке замести следы. В захватывающей и напряженной драме "Всевидящее око" переплетаются элементы остросюжетного триллера и трагического фарса. Режиссер Гэвин Худ ("Цоци") и сценарист Гай Хибберт ("Пять минут рая") не позволили картине перейти ту грань, за которой она бы превратилась в банальную черную комедию, хотя, как и "Доктор Стрейнджлав" Стэнли Кубрика, с которым здесь напрашиваются аналогии, и эта военная история трудно-определяемого жанра изобилует сценами, вызывающими приступ дикого смеха. По крайней мере, пока смех этот не застывает у вас в горле. Положительные рецензии вкупе с сарафанным радио, а также аналитическими обзорами в прессе и позитивными отзывами критиков могут значительно увеличить кассовые сборы и потенциал ретрансляции картины на кабельных платформах.
Конечно, нельзя сказать, что Худ и Хибберт открыли здесь Америку. Только в прошлом году тема использования беспилотников в военных целях легла в основу фильма Эндрю Никкола "Хорошее убийство" с Итаном Хоуком, а также получившей многочисленные премии пьесы Джорджа Бранта "Grounded", которая в постановке Джули Тэймор с Энн Хэтэуэй в главной (и единственной) роли с большим успехом шла на сцене нью-йоркского "Публик Тиэтр". В отличие от двух вышеупомянутых работ, посвященных анализу внутреннего мира героев, "Всевидящее око" предлагает более комплексный подход с разворачивающимся на 4 континентах действием и детальным обзором многонациональной военной операции с участием британских офицеров, зацикленных на собственном имидже политиков, базирующегося в Лас-Вегасе пилота, кенийского спецназа и назначивших встречу в надежном (или, может статься, не таком надежном) месте сомалийских террористов.
Полковник Кэтрин Пауэлл (в безупречной интерпретации Хелен Миррен) хладнокровно следит за проведением "Цапли" - тщательно спланированной спецоперации по захвату молодой английской радикалки (Лекс Кинг), которая должна встретиться с террористами из "Молодежного движения моджахедов" в укромном уголке одного из густонаселенных районов Найроби. Когда оборудованные по последнему слову техники системы наблюдения показывают, что заблудшая британка вместе с единомышленником из США и их моджахедскими союзниками готовятся стать взрывниками -самоубийцами, Пауэлл требует изменить цель миссии с "захвата" на "уничтожение". Ее начальник, генерал-лейтенант Фрэнк Бенсон (Аллан Рикман) согласен, что в сложившейся ситуации следует запросить ракетную атаку с американского беспилотника. Но все не так просто. Пока Пауэлл в оперативном центре с нетерпением ждет “добро” на проведение операции, Бенсона в буквальном смысле берут в окружение встревоженные политиканы, которых больше всего - даже сильнее юридических последствий - пугает возможная общественная реакция. Памятуя, по всей видимости, насколько падки на подобную информацию Wikileaks, они опасаются, что кадры ракетной атаки на территории суверенного государства, особенно в случае жертв среди мирного населения, могут стать достоянием гласности на том же самом Ютубе. Стремясь не столько избавиться от груза моральной отвественности, сколько обезопасить собственную шкуру, они направляют дело наверх - министру иностранных дел Великобритании (находящемуся на выставке вооружения в Сингапуре) и госсекретарю США (который с готовностью прерывает турнир по настольному теннису в Пекине, чтобы подписать приказ об атаке).
Потом возникают новые осложнения, требующие дальнейшей переадресации дела в высшие эшелоны власти. Оператор беспилотника Стив Уотс (Аарон Пол) обнаруживает на своем экране досадную помеху: в зону предполагаемой атаки входит маленькая девочка, торгующая хлебом (Аиша Тэкоу). Чтобы избежать возможной (то есть,скорее, неизбежной) жертвы среди мирного населения, Уоттс запрашивает изменения плана атаки. Бенсон возражает, что в таком случае от руки террористов-смертников, являющихся главной мишенью операции, могут погибнуть десятки мужчин, женщин и детей. Политики продолжают избегать принятия решения, и терпению Пауэлл, которая боится, что террористы уйдут до того, как будет получено "добро" на атаку, приходит конец.
Худ и Хибберт не забывают об "очеловечивании" персонажей, то и дело наделяя их типичными людскими слабостями: Бенсон обеспокоен покупкой куклы для своего ребенка, главу британского МИДa (отлично сыгранного в трагикомическом ключе Иэном Гленном) выводит из игры пищевое отравление. Смешные моменты помогают смягчить нарастающее по ходу действия напряжение,но вершин изощренности черный юмор достигает в самых несмешных, на первый взгляд, эпизодах.
Вне зависимости от того, отдают ли они приказы, или выдвигают возражения, персонажи постоянно прибегают к обтекаемым выражениям в лучших традициях Оруэлла. В одной из сцен оператору беспилотника дают разрешение на "преследование мишени". Но именно подобная нарочито нейтральная речь одновременно и смешит, и ужасает. Никакому чистосердечному признанию собственной вины, трусости или холодного расчета не достичь подобного эффекта.
"Всевидящее око" - невероятно захватывающий политический триллер. Этому немало способствует и острый, как бритва, монтаж Меган Гилл, усиливающий общий драматический эффект картины, а также замечательная работа оператора Хариса Замбарлукоса, сумевшего создать контраст между холодной обстановкой внутри помещений и ощущением угрозы снаружи. Художник-постановщик Джонни Бридт и оператор спецэффектов Микки Кирстен усилили ощущение реальности показанных в фильме военных действий с помощью современной технологии.
Стоит отдельно отметить замечательный актерский состав, и особенно потрясающую игру Бархада Абди ("Капитан Филлипс"), который, несмотря на минимальное количество реплик, сумел создать исключительно убедительный образ тайного агента, ведущего наблюдение за местом встречи террористов и понимающего, что каждая секунда может стать для него последней.
Съемки картины проходили на родине Худа, в Южной Африке. Стоит дождаться заключительных титров хотя бы ради следующего провокационного объявления: "Государственный департамент по торговой й промышленной политике, при поддержке которого снят фильм, не несет ответственности за содержание последнего и за выраженные в нем мнения." Звучит почти, как цитата из фильма.