Вы заблуждаетесь, если думаете, что талант Алана Рикмана сводится лишь к воплощению гениальных злодеев. Неважно, идет ли речь о том, чтобы отыграть сцену, стоя на одной только ноге в "Крепком орешке", или снять Кейт Уинслет в "Легком беспорядке" - ему под силу все.
Не говоря уже о том, чтобы вырезать вам сердце ложкой, хладнокровно пристрелить вас или поразить заклинанием, которое испепелит вас на месте, если это уже не сделал его взгляд…
Так, в двух словах, можно описать Алан Рикмана. Но 68-летнего актера, звезду "Крепкого орешка", "Робина Гуда: Принца воров" и исполинской саги "Гарри Поттера" нельзя свести к нескольким навешанным поп-культурой клише.
Перед своим триумфальным кинодебютом он воспламенял чувства зрителей в "Опасных связях" на Бродвее. Даже став завсегдатаем большого экрана, Рикман по-прежнему остался верен своей первой любви - театру. Он обладает способностью быть одновременно и зловещим, и язвительно остроумным. Со своим ростом за метр восемьдесят, пронзительным взглядом и, что не преминуют отметить все интервью, потрясающим голосом (глубоким и обольстительным, в стиле утомленного чувственными игрищами Шерхана), он производит внушительное, если не сказать грозное, впечатление. Но в жизни Рикман очень теплый и обаятельный человек. Он отождествляет себя со всеми своими героями, хотя, наиболее близок ему по духу все же благородный полковник Брэндон из "Разума и чувств", а вовсе не криминальный гений Ганс Грубер из "Крепкого орешка".
В апреле мы вновь увидим его на большом экране, на этот раз в роли короля Людовика XIV в "Легком беспорядке". Он согласился сниматься с большой неохотой, только для того, чтобы помочь реализации фильма - его второй режиссерской работы после "Зимнего гостя" (1997 г.) И в новой картине основной опять является тема горя, вызванного утратой близкого человека, но в то же время затрагиваются и такие вопросы, как любовь, честолюбие и попытки построить жизнь вопреки чужим ожиданиям.
Действие разворачивается вокруг садовницы Сабины Де Барра (Кейт Уинслет), одной из тех, кому была поручена реализация проекта Версальских садов. Это вдумчивый и честный фильм - совсем как его режиссер.
Это второй по счету фильм, который вы захотели снять, или второй, который вам удалось снять?
Скорее "удалось", потому что, когда я приступил к съемкам "Гарри Поттера" - пусть на них уходила лишь небольшая часть моего времени - Роулинг опубликовала всего три книги, и я понятия не имел, как долго им понадобится мое присутствие. Но если вы хотите снять фильм, то вы должны полностью посвятить ему по меньшей мере год.
Согласны ли вы с тем, что люди часто недооценивают, насколько изнурительна работа режиссера, особенно учитывая, что ему приходится сохранять внешнее спокойствие в самых стрессовых ситуациях?
Побывав на многих съемочных площадках, я понял, что там работают лишь настоящие профессионалы. Если они не будут истинными мастерами своего дела, то их, в отличие от театра, просто уволят в два счета. Я помню, что, когда Энтони Мингелла снимал свою дебютную картину - "Верно, безумно, глубоко", - он в первый же день собрал всю съемочную группу и сказал: " У меня к вам одна единственная просьба: помогите мне." Прежде, чем принять решение, я всегда спрашиваю мнение остальных. По-моему, без этого не обойтись. Когда мы приступили к съемкам " Легкого беспорядка", я сказал первому помрежу: "Если ты увидишь, что я собираюсь сделать какую-нибудь глупость, то, ради Бога, предупреди меня." Это значительно облегчило мою работу.
Чем вас привлек "Легкий беспорядок"?
В языке диалогов было что-то настолько свежее и неизбитое, что я просто-таки вздрогнул от ощущения новизны. А потом, чем дальше я читал, тем больше я понимал, что это написано женщиной (Элисон Диган). В титрах указаны три автора сценария, но, на самом деле, мы с Джереми (Бруком), лишь отштукатурили уже готовую кладку, или, на худой случай, переставили местами пару кирпичей. Это фильм о том, каково это - быть женщиной, не имеющей возможности построить карьеру, в мире, где всем заправляют мужчины. И потом Кейт Уинслет провела невероятную по объему предварительную подготовку и вдохнула жизнь в этот персонаж. Я, естественно, спросил ее мнение, и, что любопытно, она ответила: "Я не привыкла к тому, что оно кому-то интересно." И я подумал: "Хм.. Совсем как ее героиня."
Как интересно, но в то же время как грустно...
Очень. Ведь Кейт необычайно умна. Если режиссер относится к ней, как к своего рода неодушевленному предмету, он сам не знает, как много он теряет.
Вы с Кейт продолжили общаться послe съемок "Разума и чувств"?
От случая к случаю, с нашей-то жизнью... Потом Кейт на долгое время переехала в Нью-Йорк. Так что большей частью мы просто пересекались мимоходом.
Возвращаясь к началу вашей карьеры в кино: когда после "Крепкого орешка" к вам пришел успех, имело ли значение то, что вам было уже 42, a не, скажем, 22 года?
Ну, честно говоря, я чувствовал себя совсем как ребенок. Я был в Голливуде, что бы это там ни означало. У меня от всего этого голова шла кругом. Вместе с тем сценарий, как показало потом время, был далеко не так плох. Последующие попытки снять что-то похожее привели к намного более плачевным результатам. Эта картина по-настоящему остроумна. И, к тому же, в ней сильнейший злодейский ансамбль.
Вы долго мечтали о карьере в кино?
Честно говоря, у меня ничего подобного и в мыслях не было. Все произошло так неожиданно. С другой стороны, я тогда был задействован в одном из бродвейских хитов. Часто говорят, что Америка - страна возможностей. Вот и на меня, благодаря огромному успеху спектакля, вдруг посыпались новые предложения, и настала очередь этого большого приключения. После интеллектуальной, мрачной, сложной, глубокой пьесы Кристофера Хэмптона я вдруг оказался на съемочной площадке голливудского боевика: повсюду взрывы, и я с пистолетом в руке.
Вы дебютировали в одном из самых культовых боевиков всех времен. Поделитесь вашими впечатлениями.
Во время съемок я порой ловил себя на мысли: "Во что я, на хрен, ввязался?" Но моя неопытность была мне на руку. Мне с трудом верилось, что я и в самом деле нахожусь здесь.. В то же время в мыслях вертелось: "Нет, ну, честное слово. Каким местом это ко мне относится? А, черт с ним. Вперед, за дело!". И чуть ли не в самом начале Джон Мактирнан (режиссер) сказал: "С тобой я привык быть готовым к первому же дублю." У меня просто в голове не умещалось, зачем вообще нужны второй, третий, четвертый и т.д. дубли. Ты отыгрываешь все по полной, и дело с концом. Но, естественно, потом оказывалось, что надо было подправить освещение, или движение камеры, или что-то там еще. Я и понятия не имел, как снимают кино. Вдобавок ко всему прочему, в первом же дубле я чуть ли не порвал связки. К счастью, как оказалось, пострадал только хрящ. В любом случае, я спустился к врачу и сказал: "У меня что-то хрустнуло в колене." Это случилось, когда, по сценарию, я спрыгнул с небольшого выступа. Врач мне ответил: "Если это связки, то забудь о всех своих планах на ближайшие полгода." Я на тот момент не отснял еще ни одного кадра. На мне был съемочный костюм, и я попросил врача натянуть мне штанину поверх наложенной шины. После чего я вернулся на 33-ж этаж и продолжил съемки. Врач, конечно, предупредил меня, что мне нельзя опираться не больную ногу.
О какой сцене идет речь?
[О той], где я встречаюсь с Брюсом Уиллисом и притворяюсь американцем. А потом вытаскиваю пистолет. Всю эту сцену я отыграл, стоя на одной ноге. (смеется) Никто этого даже не заметил. На следующий день у меня взяли на анализ жидкость из коленного сустава: она была правильного цвета, поэтому сделали вывод, что это всего лишь хрящ, что до свадьбы все заживет и т. д. Такая вот штука жизнь. Вы строите далеко идущие планы, а a она - раз, и все расставляет на свои места. Я тогда уже мысленно со всем распрощался.
После "Крепкого орешка" и "Робина Гуда" вы сами решили не соглашаться больше на подобные проекты?
Так случилось, что эти два фильма стали хитами. Но и до, и после, и между ними я снимался в картинах, которые прошли незамеченными, хотя лично для меня они имели огромное значение. Скажем так: помимо "официальной", существует еще и "индивидуальная" программа. И для меня намного важнее последняя. Так что, наряду с двумя вышеупомянутыми фильмами я снялся, например, и в "Стране в шкафу" (сомневаюсь , что ее вообще хоть кто-то видел). Потом я сотрудничал с Пэт о’Коннор в "Январском человеке". К этому же периоду относятся и "Верно, безумно, глубоко", и "Закрой мои глаза". В этом плане я никогда не загонял себя ни в какие рамки.
Правда ли, что вас не засыпают выгодными предложениями?
Ну, да. Вообще, у каждого актера есть определенный рейтинг, и он постоянно скачет туда-сюда. Однажды, к неописуемому восторгу моей подруги Руби Уэкс, мне поступило предложение сняться в главной роли в фильме про Фрэнка Синатру. Даже мне было понятно, что это полный абсурд. Но иногда вам предлагают и не такое, так что надо всегда оставаться верным себе.
Каково это - воплощать одного и того же персонажа несколько лет подряд, как случилось с профессором Снейпом в "Гарри Поттере"?
Продюсеры находились под таким огромным давлением, что на съемочной площадке царила просто-таки армейская дисциплина. День был расписан по минутам. К тому же, на площадке порой находилось до 300 ребятишек, так что сами представляете, на что это было похоже. Для того, чтобы доставить на съемки всех взрослых актеров, приходилось разрабатывать настоящую военную операцию , ведь половина из нас параллельно работала над другими проектами. Даже не знаю, как им это удавалось. И не единожды, а на протяжении 10, если не 12 лет. При всем при этом постоянно менялись режиссеры, а дети потихоньку взрослели. Они буквально выросли у нас на глазах. И, наконец, спецэффекты с каждым годом становились все сложнее и навороченнее. Так что, если в начале мы еще выезжали сниматься в другие места, то ближе к концу мы снимали все подряд на пожухлом газоне за киностудией Ливсден в окружении прожекторов, которых хватило бы на целый стадион. И когда мы с Рэйфом Файнсом играли заключительную сцену, которая представляла собой просто разговор двух человек, вся съемочная группа стояла вокруг, не зная, чем заняться. Мы никогда не могли предвидеть заранее, каков будет конечный результат - возможности шоу-техники впечатляют. Но это все было ужасно интересно.
Помогло ли вам то, что Снейп - один из самых сложных и глубоких персонажей всей серии?
Думаю, что по сравнению с остальными, у него очень сложная личная история. Это стало одной из отправных точек. И потом мою задачу значительно облегчило то, что, когда бы я ни появлялся на экране, я всегда был наглухо застегнут, в глазах у меня были черные контактные линзы а на голове, вдобавок, еще и парик. Когда вы надеваете настолько фактурный костюм, с вами что-то происходит. Вы уходите в себя. Персонажи "Гарри Поттера" обрисованы очень четко. Там все на виду. Они те, кем кажутся. И то, что костюм был неотъемлемой частью моего персонажа, мне очень помогло.
Есть ли среди малоизвестных публике, но важных лично для вас фильмов какой-то, имеющий особое значение?
Я бы выделил "Снежный пирог". Прекрасная картина, которой я очень горжусь. Мы отсняли ее всего за три недели. Сигурни потрясающе сыграла свою героиню. Очень достоверно. Кое-кто считает, что она переиграла, но лично я с этим не согласен. Учитывая, как долго она готовилась к съемкам и сколько времени она провела с людьми, страдающими аутизмом, она попала прямо в точку. Кроме того, я в восторге от Марка Эванса, как режиссера. Он не просто милый, честный, открытый человек – он еще и умеет работать с актерами.
Существуют ли какие-то черты характера, присущие всем выдающимся режиссерам?
Я бы сказал, открытость. Только представьте себе Майкла Ньюэлла и Альфонсо (Куарона). Да они разные как небо и земля! Или Энг Ли. Конечно, и актерам, и в какой-то степени и режиссерам, просто необходимо оставаться в душе детьми. Никогда нельзя забывать, что такое игра. И пусть мне не довелось поработать с Майком Ли, но мы хорошо знакомы. На что бы он ни смотрел, его взгляд всегда искрится любопытством. То же самое относится и к Альфонсо, пусть и в его особом, по-мексикански сумасшедшем варианте. Он все воспринимает с огромным энтузиазмом. Как и Нил Джордан, стоит ему чем-нибудь загореться. В конечном итоге, они такие же люди, как и все.
А что насчет режиссерских замечаний? Вы предпочитаете, чтобы они были конкретными или более отвлеченного характера?
Даже не знаю. Иногда замечания бывают просто конкретнее некуда. Например, во время съемок "Крепкого орешка" меня просили "Алан, это крупный план. Так что не верти головой.". Замечания Энга Ли, как подробно описано в книге Эммы Томпсон, были просто-таки шедеврами из-за его специфического английского: "Алан, будь тоньше. Делай больше." Что мы потом перевели на нормальный язык как "Мне нравится. Старайся сыграть еще тоньше." Так что все зависит от обстоятельств. Иногда замечания нужны, чтобы придать глубину вашей игре, а иногда, чтобы вернуть вас на землю.
Было трудно быть одновременно и актером, и режиссером?
Тихий ужас. Если бы не бюджетные ограничения, то я бы никогда не пошел на это. Но так мы сэкономили на актере. Единственное, что хоть как-то примирило меня с ситуацией, было сотрудничество с Эллен Курас. Мы вместе добирались до съемочной площадки, обсуждая все насущные вопросы и определяя приоритеты, когда мне надо было сниматься.
Вы смотрите фильмы с вашим участием?
Никогда и ни за что. Хочу сказать, что если кому-то это нравится, то и флаг ему в руки. Может быть, и мне стоит набраться сил и заставить себя, но я боюсь, что наблюдая за собой на экране, я начну вносить поправки в собственную игру..
Были ли у вас роли, в которых вы играли самого себя?
Все без исключения. Хочу сказать, от чего вы отталкиваетесь? Конечно, отправной точкой является текст. Потом следует подготовка к роли, но, в итоге, только вы лично сможете вдохнуть жизнь в вашего героя. Так что, все сводится к тому, чтобы познать самого себя. Ведь поэтому-то вы и стали актером. И вам достался вот этот инструмент (обводит жестом тело). Как кому-то досталась скрипка или что-то там еще. А мне выпал вот этот, причем далекий от совершенства предмет. Прошло уже 25 лет со времен "Крепкого орешка", и у меня было достаточно времени, чтобы оглянуться назад и ответить на вопрос: "Кто это? И почему он продолжает переодеваться и притворяться кем-то еще?" Но, неважно, надеваете ли вы парик или говорите с американским акцентом, - отправной точкой являетесь вы сами. Думаю, что лично для меня, это вопрос вкуса и воображения.
Есть ли среди режиссеров кто-то, кто стал для вас источником вдохновения?
Сложный вопрос. Первыми на ум, конечно, приходят очевидные кандидаты. С другой стороны, недавно я был членом жюри на кинофестивале в Марракеше. За 10 дней мы с коллегами - а среди них было много известных деятелей кино со всего света - посмотрели 15 фильмов и практически единогласно присудили главный приз "Классу коррекции", дебютной картине 25-летнего российского режиссера. Так что, совершенно естественно кем-то восхищаться, но, в то же время, надо следить и за тем, что происходит вокруг. Настало время нового поколения режиссеров, среди которых все чаще встречаются те, кто начал практиковаться на Ютубе или в киношколе. В наше время оборудование, необходимое для съемки, умещается в одной руке. В любом случае, думаю, что наибольшее впечатление производят картины, в которых вы просто не замечаете работу режиссера. Яркий пример - "Бёрдман". Это просто образец режиссерского искусства, но меня полностью захватила сама история. В каком-то смысле, когда в кино гаснет свет, я просто хочу снова почувствовать себя ребёнком..
Это просто потрясающее ощущение... Настоящий кайф…
И то, что меня напрягает... Ну, не то, чтобы напрягает, но все же... Все эти кинокритики. На показе "Легкого беспорядка" на кинофестивале в Торонто на чисто инстинктивном уровне зал отреагировал очень сильно, зрители действительно втянулись в историю. Когда 2000 человек вдруг резко замолкают - это даже пугает. Мне просто интересно, в состоянии ли критики и журналисты испытывать что-то подобное. Ведь чаще всего они смотрят фильмы на закрытых показах вместе с коллегами по цеху или даже в одиночку дома.
И последний вопрос: если то, чем вы занимаетесь, больше не вызывает у вас всплеска эмоций, то стоит ли продолжать?
Я часто задавался этим вопросом относительно театра.Не уверен насчет кино, но в театре, если бы я мог загадать два желания, то , во-первых, я бы попросил установить в конце зала экран с бегущей строкой для подачи реплик. Я бы сразу почувствовал себя спокойнее. И потом я бы заставил всех актеров надеть поверх сценических костюмов футболку с надписью "Хотите верьте, хотите нет, но я стараюсь изо всех сил."
"Легкий беспорядок" выйдет на экраны 7 апреля. Рецензия на фильм будет опубликована в следующем номере...