Алан Рикман может похвастаться уже двумя десятками лет достойной актерской карьеры, однако его последняя роль в кино потребовала от него качественно другого уровня.
Актер-лондонец признается, что ему пришлось изрядно подтянуть свои скудные знания в области виноделия для роли британского сомелье Стивена Спариера. «Я много чего не знаю. Я ничем не отличаюсь от тех, кто идет в магазин прикупить бутылочку винца к ужину», - говорит он. – «Я не сижу и не сравниваю вина, только если я не с друзьями или не ем. Это заняло у меня определенное время, я узнал что-то, но сейчас, если у меня и хватит духу, то только чтобы отослать бутылку вина обратно, что, конечно, никогда бы не случилось в юношеские годы. Тогда мы его пили, удивлялись, но продолжали пить. Однако если вино отдает пробкой, а я знаю, каково оно при этом на вкус и запах, я отсылаю его назад. Если честно, это самое большее, на что я способен».
Вы, может, тоже не отказались бы от такой работы, однако Рикман признался, что так и не смог выпить на съемках: «На съемочной площадке был виноградный сок»,- добавил он.
«Удар бутылкой», где также снялся Билл Пулман в роли американского виноторговца, повествует о событиях, происходивших включительно до 1976 года, когда на Парижской винной дегустации, происходившей вслепую, калифорнийским, а не французским винам было отдано предпочтение. Это событие всколыхнуло винодельческий мир, и стало известным как «Парижское решение».
63-летняя звезда таких блокбастеров, как «Гарри Поттер», «Робин Гуд: Принц воров» и «Суинни Тодд- демон - парикмахер с Флит-Стрит» с удовольствием снялся в малобюджетной независимой картине.
«Я читал сценарий, одну за другой переворачивая страницы. Это очень увлекло меня, так что не хотелось отрываться, чтобы перелистнуть страницу. Прекрасная история. Я и не подозревал об этом событии (Парижское решение), это стало для меня открытием. Он (сценарий, очевидно - прим. пер.) был насыщен интересными, неоднозначными персонажами и их сложными взаимоотношениями, и все это в прекрасном месте. Я поначалу тревожился, но потом узнал, что он написан по мотивам другого сценария. Иногда, знаете ли, доверяешь».
Рикман вспоминает, как связался с настоящим Стивеном Спариером, когда согласился на роль. «Я говорил с ним по телефону, и получил благословение на то, чтобы воспользоваться его именем. В общем-то, я позаимствовал только его имя и обстоятельства. И уж ни в коем случае я не воплощал реального Стивена на экране – это было бы неправильно».
Актеру не чуждо воплощать на экране реально существовавших исторических персонажей – он был награжден за роли русской мистической фигуры Григория Распутина и ирландского политика Имона де Валера.
«Они были реальными людьми, и у тебя перед ними ответственность, что предполагает тщательную подготовку к роли. К тому моменту, когда я их играл, они уже были мертвы, и что еще отличало их, так это то, что есть люди, кто ими восхищается и кто ненавидит. Мне нравится быть в рамках персонажа - по крайней мере, понятно, чего лучше не делать».
Но Алан старается быть объективным к своим персонажам. «Навешивать ярлыки на свою роль - самое последнее дело. Нужно не судить, а просто давать информацию к размышлению».
Рикман сообщил, что на съемках «Удара…» он больше узнал о различиях между англичанами и американцами. «Сразу чувствуешь разницу, находясь рядом с американцем. Я знаю об отличиях в языке, не говоря уже про более очевидные причины. Если б Билл сказал мне - «ты ничего так», я бы оскорбился. Но для американца это комплимент. Для англичанина-это все равно что «ну так, нормально». В фильме есть момент, где герой Билла называет меня снобом, и, слава богу, я изображаю удивление. Для англичанина нет ничего хуже быть названным снобом, нежели для американцев. Мы долго обсуждали эту строчку, так как я не был уверен в ее необходимости. Но вот такая у меня была реакция на это слово - как у англичанина. Оно очень много выражает, это слово - обозначает принадлежность к привилегированному классу, но и не критикует в то же время. Я всегда говорю, что я мелкая сошка (еще вариант- любимец, кумир, не знаю, что он имел ввиду – прим. пер.) Я играю человека с отпечатком классовой системы, который затем приезжает в страну, где этой системы нет, по крайней мере, не в таком виде. Но Англии до сих пор приходится иметь дело с классовой системой».
Алан был рад вновь работать с Пулманом, с кем был вместе в «Сыне нобелевского лауреата», и познакомиться с ветераном кино Деннисом Фариной. «С Биллом у нас отношения сопернические, и это хорошо, потому что каждый ищет свое место. Когда встречаешь кого-то вроде Денниса, сразу вливаешься в струю. Нет смысла делать что-либо еще. В этом смысл. Время идет, и ты теперь понимаешь, куда направить энергию. Именно это происходит с Деннисом, потому что нет смысла поворачивать реку вспять. В этом все наши отношения».
Одна из самых запоминающихся «злодейских» ролей Рикмана – Северус Снейп в «Гарри Поттере», однако о ней он говорить не желает. «Роли в какой-то степени аукаются тебе потом. Это такая жестокая тирания. Ты должен постоянно смотреться в зеркало, потому что роли, которые не давали тебе покоя пять лет назад, сейчас могут сделать тебя изгоем. Знаете, все меняется, как песок, утекающий сквозь пальцы».