Статья universityobserver.ie 28 апреля 2009 перевод gothieaux
Зельда Каннингем беседует с легендарным актером Аланом Рикманом о Северусе Снейпе, Разуме и чувствах и больших дымящих гусеницах. «И откуда вы только это берете? Я играю уже 35 лет, и эти 5-6 ролей всего лишь малая толика моей карьеры!», - таким образом Рикман уходит от ответа на вопрос о его предрасположенности к воплощению такого количества злодеев. Несмотря на то, что после выпуска из Королевской драматической академии(RADA) Рикман играл роли от шекспировского Тибальта до полковника Брэндона в «Разуме и чувствах», его злодейские образы больше запали в умы зрителей. Даже когда он сидит перед студентами в театре П в Newman Building, во всем его поведении сквозит Северус Снейп. Он сдержан, немного неуверен в себе, его фирменный глубокий тягучий голос чеканит ответы на вопросы, немного лишая присутствия духа. Как и его экранные персонажи, Рикман наделен некой утонченностью – его манера говорить очень красноречива, поэтична, а перемежаясь со своеобразной иронией, она просто провоцирует сосредоточенную аудиторию на приступы неудержимого хохота. Когда Otwo (видимо, имя журналиста – прим. пер.) встретил актера в темных коридорах студии Arts Block, и, надо заметить, это антураж ему очень шел, Рикман настаивал на том, что его актерский багаж не ограничивается учтиво-надменным Гансом Груббером либо неприкаянным Шерифом Ноттингемским. «При выборе ролей ты просто берешь те, что еще не играл». Кажется, именно этой мантрой он и руководствовался, выбрав роль гусеницы. Рикман пояснил, что рискнул присоединиться к зловещему маскараду, являющемуся экранизацией Тима Бертона по мотивам фантастической сказки Льюиса Кэрролла, «Алиса в стране чудес», уже поработав с эксцентричным режиссером в ужасающем мюзикле «Суинни Тодд: Демон-парикмахер с Флит-стрит». Рикман объясняет, что, как это и бывает обычно у Бертона, производство картины не лишено сюрреальности. «Ну, полагаю, результатом работы будет моя голова на нарисованной гусенице. У Тима в голове просто кладезь идей. Я просто делаю все, что он говорит. Я жалкий исполнитель!» Предполагается, что «Алиса» выйдет на экраны в 2010, но Рикман легко меняет тему трудностей работы над детским фильмом фразой: «В данный момент мы воюем с «Диснеем»….их беспокоит наличие курящего персонажа (Гусеницы)» , – говорит он, эффектно закатывая глаза. Рикман известен (и обласкан критиками) за отличное умение воплощать огромный спектр персонажей (от выдуманных до реально существовавших), словно становясь с ними единым целым. Однако, он понял, что некоторые роли нужно буквально выстраивать, чтобы потом избежать кривотолков. Обсуждая спорный фильм Нила Джордана «Майкл Коллинз», Рикман утверждает, что несмотря на шумиху вокруг киношного Имона де Валера, он абсолютно не намеревался изобразить его злодеем, как многие подумали. икман, чей отец ирландец, вспоминает, что при вычитке сценария Джордан подошел к нему и спросил: «Ну что, ты его (де Валера) уже ненавидишь?» Рикман отрицает, что заранее предполагал играть экс-премьер-министра Ирландии и президента в негативном свете и не согласен с критиками, которые считают, что де Валера был показан как соучастник убийства Коллинза. «Конечно, с ролями такого плана надо быть осторожным, но все же я не считаю, что фильм указывает на какое-либо касательство де Валера к смерти Коллинза.» Несомненно, исторические экранизации проблематичны для любого актера, однако погрузиться в роль, которую любят (или, скорее, ненавидят) миллионы людей, еще более рискованно.
Когда было решено экранизировать Поттериану, автор, Дж. К. Роулинг, по слухам, сразу же предложила Рикмана на роль зловещего Северуса Снейпа, кажущегося угрозой главному герою-волшебнику Гарри Поттеру. Несмотря на поддержку автора, Рикман тем не менее был в нерешительности, стоит ли играть персонажа с таким количеством поклонников. «Я сказал Джо Роулинг, – Послушай, я не могу его играть, пока не знаю его. Тогда она поведала мне информацию, которую я поначалу и не понял. Об этом она больше никому не рассказывала, даже собственной сестре, но мне это дало толчок к пониманию Снейпа.» Несмотря на то, что трактовка персонажа а-ля «копание в себе» получила успех и стала знаменитой, она могла бы таковой и не стать. К счастью, поклонники книг и фильмов объединили книжного и кино-Снейпа в один образ. Еще одной ролью, которой Рикман побаивался, был благородный полковник Брэндон в экранизации «Разума и чувств» Джейн Остен. «Я был очень насторожен. Мне случилось полюбить Джейн Остен. Когда я впервые читал ее, хотелось показать это людям и объяснить, как это прекрасно», - говорит он. «Это было непросто, особенно с костюмами. Надо было носить их неделями, тренируясь ходить, нагибаться в них…и ходить в туалет. Но я люблю ограничения. Они идут на пользу роли. Помогают применить воображение», – продолжает он и добавляет задорно, – «как в случае с моей резиновой головой в «В поисках Галактики». В отличие от многих актеров схожего амплуа, Рикман смог привнести театральность на съемочную площадку, и умудряется вести достаточно скрытный образ жизни вне рампы. Пока Otwo практически не затоптал его жену в пресловутом темном коридоре, я не была уверена, женат ли он. Быть лицом самой известной киносаги предполагает наличие некоторого к тебе внимания, но все-таки несравнимое с другими знаменитостями. «Слава относительна. Когда ты рядом с Джонни Деппом (с которым Рикман снимался в «Суинни Тодде» и в «Алисе») , ты понимаешь, что тебе не о чем беспокоиться. Иногда я даже летаю эконом-классом!» «Живя в Лондоне, быть известным не проблема. Люди просто смотрят на тебя, не решаясь подойти. В Нью-Йорке же нет классовой системы - люди бросают тебе «Как работа?», проходя мимо, прямо и честно, и идут дальше. Но сложно быть известным и англичанином при этом. Есть такая мысль – вернуться в свой маленький автобус. «Обратно в свою коробку» – таков должен быть национальный девиз.» Ничто не способно больше «загнать тебя в коробку», чем отрицательные отзывы о твоей работе. Хотя сложно игнорировать отражение в зеркале, выставляющее актера художником, Рикман не обращает внимания на отзывы. «Помню, читал как-то отзыв, в котором говорилось, что мой голос словно из трубы. В прессе тебя всегда кто-то недолюбливает, но нельзя позволить себе расстраиваться из-за этого», – говорит Рикман. Неизбежно, в любом виде искусства, самый строгий критик-это ты сам. Рикман это признает и говорит, что иногда не может заставить себя пересмотреть фильмы с собственным участием. «Я никогда не смотрю (свои фильмы). Все, что я вижу – только свои ошибки. В театре же я не могу увидеть себя со стороны и быть объективным - в каком-то смысле это лучше». Начав свою карьеру с театра, Рикман уже долгое время непреодолимо тяготеет к сцене. И ему интересно было бы связать свою актерскую и режиссерскую деятельность с этим аспектом в будущем. В 2005 году Рикман поставил высоко оцененную критиками пьесу «Меня зовут Рэйчел Кори», основанную на дневниках 23-летней американки, задавленной израильским бульдозером. Спектакль дебютировал на сцене театра "Ройял корт" (Royal Court Theatre) в Лондоне, где Рикман был чествован зрителями, впоследствии присудившим ему звание лучшего режиссера по версии театралов. (Theatre Goers’ Choice Awards). Его стремление к необычным ролям («Догма», «В поисках Галактики» да та же «Алиса в стране чудес») переносится и на театральную сцену. «Мне нравятся новые авторы; нравится следить за тем, что происходит в голове автора и раз! - угадывать «черт подери, а это откуда?» - говорит он возбужденно. Для актера, которого обвиняют в приверженности амплуа злодея, при ближайшем рассмотрении Рикман оказывается примером вроде бы несочетаемого - стабильности и разносторонности. Несмотря на уже пенсионный возраст, он не собирается сужать свои актерские рамки. Когда Otwo спрашивает актера, не устал ли он быть в центре внимания за 35 лет, он отвечает: «Нет, жизнь не стоит на месте, поэтому нужно продолжать барахтаться». Алан Рикман получил награду им.Джеймса Джойса от Исторического и литературного сообщества Ирландского национального университета в прошлом месяце.
Источник: https://universityobserver.ie/the-reluctant-villain/ |