Семинар: сцена 9
Семинар: сцена 9
Сцена 1
Сцена 2
Сцена 3
Сцена 4
Сцена 5
Сцена 6
Сцена 7
Сцена 8
Перевод katido/Екатерина Игнатьева

Сцена 9

Кулисы убраны, и перед нами квартира Леонарда. Повсюду в беспорядке валяются книги и бумаги. На стене висит ритуальная африканская маска. На одной из полок, между книгами, всунута изысканная бронзовая статуэтка Будды. Место до отказа забито вещами, свидетельствующими о недисциплинированном, но крайне любознательном уме их владельца. Посреди всего этого беспорядка стоят стол с пишущей машинкой, которую почти не видно за горой бумаг, и диван с мягкой обивкой.



Кто-то настойчиво звонит в дверь.

Спустя какое-то время появляется Леонард в халате поверх спортивных штанов. Он открывает дверь. На пороге стоит Мартин.


МАРТИН
Нам надо поговорить.

ЛЕОНАРД
Ясно. Только сейчас не самый подходящий момент.

МАРТИН
Ну, в таком случае, не будем терять времени.

(пауза )

Я я я - я

ЛЕОНАРД
Это ты так не теряешь времени?

МАРТИН
Послушайте, мне нелегко находиться здесь.

ЛЕОНАРД
Мне тоже. Я занят!

Он украдкой бросает взгляд на дверь спальни.

МАРТИН
Я понимаю. Я всехорошо понимаю, но я я я я ---

ЛЕОНАРД
МАРТИН , Не хочу показаться грубым, но я действительно очень занят. Понимаешь? Я занят...

МАРТИН
Так вы не один!

ЛЕОНАРД
И как ты только догадался!

МАРТИН
Нет, все в порядке. На самом деле, все отлично.

ЛЕОНАРД
Ну, спасибо. Так что, если ты не против ---

МАРТИН
Мне нужны деньги. Вы должны были провести десять занятий, а провели всего четыре. Я заплатил пять тысяч долларов. Так что, если вы не собираетесь заканчивать семинар, вы должны вернуть мне три тысячи. Мне позарез нужны эти деньги.

ЛЕОНАРД
Да неужели. Слушай, давай обсудим это в другой раз.

МАРТИН
Мне нужны эти деньги.

Молчание. Леонард вздыхает.

ЛЕОНАРД
Ну, тогда ---

Позади него в дверном проеме появляется Кейт, одетая в одну из рубашек Леонарда.

КЕЙТ
Ладно, Леонард. Я все равно собиралась уходить.

ЛЕОНАРД
Нет, нет нет нет ---

КЕЙТ
Леонард. Мы за два дня даже не передохнули ни разу. На мне живого места не осталось.

КЕЙТ
Привет, Мартин.

МАРТИН
Кейт.

КЕЙТ
Она самая. Привет.

Она подходит к дивану и выуживает оттуда свой лифчик.

КЕЙТ
Ты не помнишь, где я оставила трусики?

ЛЕОНАРД
На кухне?

КЕЙТ
Точно.

Она уходит. Леонард окидывает взглядом Мартина.

ЛЕОНАРД
Мартин, ты упустил такой шанс! Она просто зверь. С феминистками всегда так. Если их поймать в тот момент, когда они уже больше не в силах терпеть... Ее просто не остановить. Нет, я серьезно - она так сосет мой яйца, что я вижу, как во вселенной рождаются звезды ---

МАРТИН
ХВАТИТ! ХВАТИТ. ДОВОЛЬНО.

ЛЕОНАРД
Ты такой чистюля в вопросах секса? А вот она - нисколько.

Возвращается Кейт с трусиками в руках.

КЕЙТ
Я быстро.

Она заходит в спальню. Леонард смотрит на дверь спальни, переводит взгляд на Мартина, потом опять на дверь.

ЛЕОНАРД
Слушай, Мартин. Мне правда жаль, что у тебя так все получилось, но сейчас, на самом деле, неподходящий момент.

Он делает движение в сторону спальни.

МАРТИН
Я никуда не уйду, пока не получу обратно свои деньги. Мне неважно, в какое новое извращение вы втянули человека, который мне не безразличен. Суть не в этом. Мне негде жить, я совсем на мели, и если я не получу обратно мои деньги, я я я стану еще одним бездомным в этом забытом богом городе.

Он садится на диван.

ЛЕОНАРД
Зачем ты вообще записался ко мне на занятия?

МАРТИН
Что?

ЛЕОНАРД
Зачем ты вообще записался? Ты ушел оттуда, не успев даже начать.

МАРТИН
Никуда я не уходил, это вы ---

ЛЕОНАРД
Нет, это ты ушел.

Кейт открывает дверь спальни и выходит, одеваясь на ходу. Оба оборачиваются и смотрят на нее.

КЕЙТ
Леонард. Сделай мне одоложение.

Она целует его взасос.

КЕЙТ
Мне нужно перекинуться парой слов с Мартином.

ЛЕОНАРД
Пойду приму душ?

КЕЙТ
Если ты не против.

ЛЕОНАРД
Ну, после такого душ мне не помешает.

КЕЙТ
Спасибо.

Леонард еще раз окидывает взглядом Мартина, качает головой и уходит.

МАРТИН
Что.. что ты здесь делаешь?

КЕЙТ
Слушай, ну что за тупой вопрос!

МАРТИН
Ты переспала с ним?

КЕЙТ
Ого! Мы зашли так далеко, что даже отвечать не стоит.

МАРТИН
Но ты же его на дух не переносишь!

КЕЙТ
Да нет, не сказала бы.

МАРТИН
Ты же говорила, что он мерзкий тип! Он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО мерзкий! А теперь ты здесь, у него, и занимаешься - вещами -- у меня просто не находится подходящих слов для этой ТОКСИЧНОЙ сволочи! Уже то, что Иззи с ним переспала, было ужасно. Просто ужасно!

КЕЙТ
Но еще хуже, если это сделала я? Почему?

МАРТИН
Потому что у тебя - у тебя есть мозги!

КЕЙТ
У меня есть и много всего другого, Мартин. Только ты почему-то этого не заметил. Но не все такие слепые.

МАРТИН
То есть, вот почему ты все это делаешь? Чтобы отомостить мне?

КЕЙТ
Ах, ну конечно. Так я и думала.

МАРТИН
Ну, что, я прав? Из-за этого ты выкинула меня из квартиры?

КЕЙТ
Я выкинула тебя, потому что перестала быть бесхребетной дурой! Я выкинула тебя, потому что ты внаглую меня использовал! Это Я рассказала тебе о семинаре, потому что я знала, что если о тебе не позаботиться, то неизвестно, что с тобой станет, а ты - ты ты просто ноги об меня вытер! Я помогла тебе! Я переживала за тебя, и ты просто этим воспользовался!

МАРТИН
(перебивая ее)
Да, я знаю, знаю. Тебе не все равно, что со мной будет.

КЕЙТ
Мне было не все равно.

МАРТИН
Тебе до сих пор не все равно.

КЕЙТ
Ну, конечно.

МАРТИН
Я этого не заслуживаю.

КЕЙТ
Еще бы .

МАРТИН
И все-таки, тебе не все равно. Не отрицай. Ну же, Кейт. Я просто жалкий придурок, но несмотря ни на что - ты - ты - ты—

КЕЙТ
Эй! Нет! нет нет нет нет

МАРТИН
Ты --- день, и ты ночь

КЕЙТ
Хватит, Мартин.

МАРТИН
В тебе - звезды, и луна, и ветер.

Он целует ее

КЕЙТ
Я же сказала - хватит.

Молчание

МАРТИН
Ну же, Кейт. Нам ведь было хорошо вместе. И я знаю, что это я все испортил. У меня просто в голове все... Эти занятия были как отрава, Леонард настолько пропитался ядом ---

КЕЙТ
Оставь в покое Леонарда: многое из того, что он сказал, сработало. Ему удалось заставить меня написать что-то новое и свежее, и ---

МАРТИН
И полностью лживое ---

КЕЙТ
Обман - это стиль жизни капитализма. Особенно в искусстве. Если б ты слышал, что говорит по этому поводу Леонард.

МАРТИН
Да хватит уже о Леонарде!

КЕЙТ
Если так, зачем ты постоянно выворачиваешь разговор на него?

МАРТИН
Это я?? Да это ты ты ты ----

КЕЙТ
Он так много сделал для нас. Он устроил Дугласу встречу с людьми из Weinsteins. [1] Он представил Иззи Салману Рушди, который ужасно любит пофлиртовать и хочет помочь ей с книгой о сексе и наркотиках. А меня он свел с одним парнем, который сейчас сидит в тюрьме, и у которого за плечами просто потрясающая история. Random House [2] искал кого-нибудь, кто мог бы помочь ему написать книгу.

МАРТИН
И Леонард предложил тебя?! И ты согласилась?!

КЕЙТ
Мартин, если бы я отказалась, я была бы полной дурой. Вообще, это было очень мило со стороны Леонарда. Он, конечно, вел себя, как полная задница. Раз десять упомянул моему редактору о том, что я написала дерьмовый рассказ о девушке, которая была зациклена на Джейн Остин. Но, с другой стороны, он похвалил историю с кубинским трансвеститом. И мне нравится эта работа. По-моему, в моей ситуации это лучшее решение. Я в полном восторге.

МАРТИН
Писать за кого-то книгу.

КЕЙТ
Я знала, что ты посмотришь на это свысока. И знаешь что? У тебя просто не все дома, Мартин. На самом деле. Он нам прямо сказал, что ты потрясающе пишешь. Прямым текстом. И сколько бы ты не утверждал, что он просто гребаный придурок, в глубине души ты знаешь, что он никогда бы не стал лгать. И ты до сих пор сам себя изводишь? Ради чего? Почему бы тебе принять все, как есть, Мартин, и начать жить?

МАРТИН
Так ты что? Тебе он, что, НРАВИТСЯ?

КЕЙТ
(глубоко вздыхает)
Жизнь - сложная штука, и с людьми тоже все непросто. Если ты до сих пор этого не понял, то, боюсь, тебе никогда не достичь вершин, что бы там ни говорил Леонард. Честно говоря, он уверен, что ты станешь очередной сенсацией. Похоже, это какой-то нарциссический перенос. Мужики... вам никогда не пресытиться собой, правда?

Она закрывает дверь и уходит. Он остается сидеть на диване. Сначала он хочет догнать ее, но потом передумывает. Он оглядывается. Подходит к стене и рассматривает предметы, беспорядочно засунутые между книгами. Он подходит к письменному столу, чтобы посмотреть поближе на статуэтку Будды. Постепенно его любопытство распространяется и на другие вещи. Он начинает рассматривать карандаши Леонарда. Его взгляд падает на оставленные на столе страницы. Он оглядывается, проверяя, что его никто не видит. Начинает читать.

Как и Леонард, он роняет страницу на пол, продолжает читать.

В дверном проеме появляется Леонард. Какое-то время он молча наблюдает за Мартином.


ЛЕОНАРД
Ну все, хорошего понемногу.

Он вырывает у Мартин страницы. Тот в испуге отшатывается.

ЛЕОНАРД
Убирайся отсюда.

МАРТИН
Я просто смотрел ---

ЛЕОНАРД
Да, ты просто шпионил, маленький крысеныш. Ты просто --- дай сюда. И УБЕРИ СВОИ ГРЯЗНЫЕ ЛАПЫ!

Мартин все еще старается собрать все страницы. Он отталкивает Леонарда в сторону. Они враждебно смотрят друг на друга.

ЛЕОНАРД
Прости. Просто я не хочу, чтобы народ глазел на это.

МАРТИН
Почему?

ЛЕОНАРД
Нет, ты что, смеешься? А кто заплатил пять тысяч за семинар и потом не разрешил никому прочитать свои дерьмовые шедевры? Забирай свои деньги и проваливай.

Он закачивает выписывать чек и протягивает его Мартину. Тот не берет его.

МАРТИН
Это действительно классный роман.

ЛЕОНАРД
Обалдеть! Ну, спасибо тебе, Губка Боб [3] . Пойду, пожалуй, предупрежу "Нью-Йорк Таймс"

МАРТИН
Вы не плагиатор.

ЛЕОНАРД
Господи. Ты тут еще долго собираешься разливаться? Потому что если ты и правда воображаешь, что у нас будет серьезный разговор, пойду-ка я лучше налью себе чего-нибудь.

Он идет на кухню. Мартин возвращается к письменному столу, находит нужные страницы и опять начинает читать. Видно, что он не в силах оторваться. Леонард возвращается, на мгновение застывает, затем врывается в комнату.

ЛЕОНАРД
Я, по-твоему, что, шучу? Кто дал тебе разрешение? Я никому не позволю читать это!

МАРТИН
Почему?

ЛЕОНАРД
Потому что. Дай сюда эти гребаные страницы!

Мартин делает шаг назад, по-прежнему крепко сжимая их в руках.

МАРТИН
Почему вы прячете все это? Почему вы хотите, чтобы люди думали, будто вы перестали писать?

ЛЕОНАРД
Да плевать мне на то, что они там думают.

МАРТИН
Нет, правда! Вы тут устроили - целый спектакль - что вы тут вроде того озлобленный старый психопат ---

ЛЕОНАРД
Эй! Это как раз-таки не спектакль !

МАРТИН
Который больше не в силах писать. Вы подготовили целую речь - о, моей карьере конец, и я обречен торчать здесь с этими бесталанными неудачниками - а между тем вы, вы, вы - это совсем не так! Это здорово! Это, это - как роман девятнадцатого века.

Он останавливается, не в силах подобрать нужные слова.

ЛЕОНАРД
На дворе двадцать первый век. И я терпеть не могу, когда народ пялится на то, что я написал.

МАРТИН
Почему?



Леонард забирает у Мартина страницы и идет к письменному столу. Собирает остальные страницы и засовывает всю охапку в ящик стола.

ЛЕОНАРД
(после небольшой паузы, бесхитростно)

Прошли те времена, когда меня было ничем не пронять. Я могу только писать - и ничего больше. У меня нет сил ходить на встречи и обсуждать мои работы, или смотреть на варианты "обложек". Я не в состоянии разговаривать с редакторами. Они все такие милые, а мне хочется просто придушить их. Это так несправедливо. Лучше уж тогда выбросить все на тротуар, и пусть все унесет ветром. Нет, не так. О, господи. Я совершенно беззащитен. Когда я откладываю ручку, мне просто хочется испариться. Но я не могу покинуть тело - оно никуда не исчезает, наоборот, оно занимает так много места. И, вдобавок, вокруг всегда так шумно. Романы требуют тишины. Уже поверь мне. Так что проблема не в творчестве, а во всем остальном.

(потом)

Тот парнишка был просто отъявленным лгуном.. Обвинить меня в краже слов. Я даже не... Прошло уже тридцать два года, а я даже не....

(молчание)

Вот твой чек.

МАРТИН
Это самая большая фигня, которую я от вас слышал. Вы прекрасно знаете, сколько гребаной херни вы сказали, но это уж совсем.

ЛЕОНАРД
(перебивая его)
Да, да, да, пусть так, но все-таки, все, что я сказал - это чистая правда.

МАРТИН
Отойдите от стола.

ЛЕОНАРД
Ты что, совсем охренел? Это, вообще-то, моя квартира.

МАРТИН
А мне наплевать. Отойдите от стола, а то я вам врежу по голове вот этим Буддой.

Он берет со стола статуэтку и пытается поудобней пристроить ее в руке. Леонард наблюдает за ним, затем поднимается на ноги.

ЛЕОНАРД
Мне по-любому надо выпить.

Он идет в другой конец комнаты, наливает себе выпить. Мартин открывает ящик стола, вытаскивает черновик романа. Садится за стол. Смотрит на него.

МАРТИН
Он принадлежит не вам.

ЛЕОНАРД
Да неужели.

МАРТИН
Он - это не вы, и он не о вас. Он вообще не ваш.

ЛЕОНАРД
А чей же еще?

МАРТИН
Он сам по себе. И у вас нет права держать его взаперти и заживо хоронить его. Это безнравственно.

ЛЕОНАРД
Вот только не надо о нравственности.

МАРТИН
Я его забираю, так что вы больше не сможете причинить ему вред.

Он берет рукопись и начинает пятиться к двери.

ЛЕОНАРД
Зачем ты вообще пришел?

МАРТИН
Я пришел - за деньгами.

ЛЕОНАРД
Тогда почему ты уходишь, не забрав их? Я два раза пытался вручить тебе чек, но ты даже не взглянул на него. Ты только твердил, как заведенный, что я несу всякую херню. Как будто я сам не знаю. Т ак какого хрена ты мне об этом талдычишь? Что ты еще от меня хочешь? Чтобы я тебе отдал свои яйца?

МАРТИН
Да не нужно мне ваших яиц. Господи, большую часть времени я даже не понимаю, что вы вообще несете.

Леонард дотягивается до стола и находит там несколько сложенных вдвое листов. Он протягивает их Мартину.

ЛЕОНАРД
Вот. Держи.

МАРТИН
Что это?

ЛЕОНАРД
Я наконец-то прочитал то, что мне послал этот мудак Боб Гладо. Начало твоего шедевра. Я тебе все построчно отредактировал. Посмотри.

Он протягивает листы Мартину и знаком показывает тому отдать ему обратно рукопись. Они обмениваются листами. Леонард подходит к столу и засовывает рукопись обратно в ящик. Мартин садится и начинает читать.

МАРТИН
(после паузы)
Так вы думаете, что я....

ЛЕОНАРД
Слушай, ты слишком много всего слышишь.

Мартин продолжает читать. Леонард берет бутылку, наполняет свой стакан, а следом за ним еще один. Мартин продолжает читать. Через какое-то время он поднимает взгляд.

МАРТИН
Это --- потрясающе!

ЛЕОНАРД
На самом деле, единственный способ научиться писать - это найти хорошего редактора, который прокомментирует каждое твое слово. Только так ты поймешь, что именно ты имел вы виду. Даже когда ты сам об этом и не подозревал.

МАРТИН
Нет, правда, это на самом деле …

ЛЕОНАРД
Да, это звучит иначе: ты чувствуешь ритм.

МАРТИН
Спасибо.

ЛЕОНАРД
Не за что.

(молчание)

Ну так что, хочешь попробовать?

Мартин испуганно смотрит на него, оглядывается вокруг.

МАРТИН
Попробовать? Что?

ЛЕОНАРД
Расслабься, Ромео. Ты не в моем вкусе. Я просто хочу сказать, что буду работать с тобой.

МАРТИН
Правда? И что… что это значит?

ЛЕОНАРД
Мартин, ты же уже знаешь, кто я такой. Что это может значить?

МАРТИН
Я без понятия.

ЛЕОНАРД
Это значит, что я тебя поимею так, что ты забудешь, как тебя зовут. Семинар был всего лишь вступлением. Ты хочешь, чтобы я прислуживал тебе? Так знай - ты вступил в сговор с Мефистофелем. Вот, что это значит. Ну так что? Ты готов? В конце концов хочешь ты стать писателем или нет?

Мартин смотрит на него. Леонард протягивает ему стакан. После долгих раздумий Мартин принимает его.



Занавес.


[1] The Weinstein Company (TWC) — американская кинокомпания, образованная братьями Бобом и Харви Вайнштейн в 2005 году, после того, как они покинули Miramax Films, которую сами же основали в 1979 году.
[2] Random House - один из известных издательских домов США
[3] Губка Боб (Sponge Bob) - герой американского мультсериала производства телеканала «Nickelodeon»